Культура и традиции сибирского казачества
Сибирское казачество характеризовалось неоднородностью этнического, религиозного и социального состава: в него верстались донские, запорожские, кубанские, оренбургские, забайкальские и другие казаки; крестьяне из различных губерний Европейской России, Урала и Сибири; повстанцы с Дона, польские конфедераты, пленные наполеоновской армии, «литва», обращенные в христианскую веру татары, киргиз-кайсаки (казахи), чуваши, башкиры, мордва, местные сибирские народы и др. Но ядро его составляли восточные славяне, среди которых явно доминировали русские (до 92 %), за ними следовали украинцы (до 8 %)
и белорусы (до 3 %).
По сравнению с окружающим крестьянством, сибирские казаки были более зажиточными и образованными, тяготели к городской культуре.
Главной задачей, которой подчинялась вся жизнь казака, являлась военная служба Отечеству. Об этом свидетельствует и старинная пословица: «Для того казак родится, чтобы царю на службе пригодится».
Кроме воинской, на сибирских казаков возлагались почтовая и ямская службы, постройка и охрана дорог и крепостей, сопровождение торговых караванов и арестантов, сбор ясака (дани) с народов Сибири, охрана частных золотых приисков, заготовка леса. Хозяйственная деятельность также отличалась многообразием: животноводство и скотоводство, рыболовство и охота, земледелие и садоводство, пчеловодство и табаководство. Казаки разводили лошадей, оленей, крупный рогатый скот, реже – свиней, овец, коз; из домашней птицы – кур, уток, гусей,
индеек. Выращивали зерновые культуры, а также капусту, картофель, огурцы, редьку, свеклу, репу, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, бобы, арбузы, дыни, мак, подсолнечник, лен, коноплю. В южных районах возделывали сады и плодовые кустарники. Определенную роль играло
собирательство (грибы, ягоды, кедровые орехи, черемша, травы и др.). Также среди казаков встречались переводчики, проводники, картографы, исследователи Сибири.
Казачьи жилища существенно различались (в зависимости от природно-географического положения, состоятельности и количественного состава семьи) своей планировкой, размерами и строительным материалом. Но всегда их украшали оружием и конской сбруей, православными иконами и портретами членов царской семьи, коврами и картинами казачьего быта.
Сибирское казачество в подавляющем большинстве являлось православным (в том числе
старообрядческим), хотя встречались и представители других конфессий (мусульмане, католики, буддисты, язычники, иудеи и др.). Как правило, при зачислении в войско представители
других народов проходили обряд крещения. Все общественные и семейные отношения регламентировались религиозными нормами поведения. В 1620 г. была создана Сибирская Епархия с центром в Тобольске, которая с течением времени стала крупнейшей. Она занималась миссионерской деятельностью и организацией церковно-приходских школ. Обычно в центре казачьей станицы располагался храм, в котором хранились боевые знамена и совершались важнейшие обряды. Нательный крестик, одетый при крещении, носили всю жизнь, с ним и хоронили. Любое дело начиналось и заканчивалось молитвой, в особых случаях служили молебен. Важнейшие этапы жизненного цикла отмечались церковными обрядами крещения, венчания, отпевания.
нчания, отпевания.
В каждом казачьем жилище в переднем/красном углу находилась полочка для икон – «божница», украшенная специальным полотенцем с вышивкой и кружевом («рушником», «набожником»). Самой распространенной и особо почитаемой являлась икона святого Николая Чудотворца (Николая Угодника /Николая Мирликийского) – небесного покровителя Сибирского казачьего войска. Его празднования совершались и совершаются дважды: Никола
Вешний – 9 (22) мая (в день прибытия мощей святого в итальянский город Бари) и Никола Зимний – 6 (19) декабря (в день его смерти). Спецификой сибирских казаков было наличие «походных церквей», которые называли «Ермаковыми часовнями», и старообрядческих икон.
Считалось, что погибший за правое дело казак попадает в рай.
Важными для казаков являлись понятия патриотизма, чести и преданности Родине, воинскому долгу, личной свободы и независимости. Среди заповедей сибирского казачества особо выделяется следующая триада: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком
нужно быть! Тогда обретешь Царствие небесное и славу в потомках!» В качестве девиза известен следующий: «Слава Богу, что мы – казаки! Все перетерпеть и победить!» Широко распространено и дожило до наших дней следующее известное выражение: «Терпи, казак, атаманом
будешь!» Особое отношение у казаков было к холодному оружию. Являясь семейной реликвией, шашка (или сабля) передавалась по наследству, именовалась «боевой подругой». Часто на ножнах писали: «Без нужды не вынимай, без славы – не вкладывай!»
Нет комментариев