Мы находим в животных то, что мы ищем. Ищем в них съедобное мясо - и они становятся для нас пищей. Ищем в них тягловую силу - и они становятся машиной, передвигающей тяжести. Мы намеренно обедняем свои отношения с животными, не интересуясь их внутренним миром: их чувствами, умом, восприятием мира. А ведь они могли бы открыть перед нами особый мир, увиденный их глазами. Мы сводим отношения с ЖИВОТНЫМИ по большей части к грубой эксплуатации, мы берем и ничего не даем взамен. Мы не догадываемся о возможности обмена на более высоком уровне - на уровне чувств и мыслей. Такое общение с животными является главным условием достижения биологической эмпатии.
Мы привыкли считать, что если ум устроен не по-нашему, не по-человечески, то это ущербный ум или его не существует. Но почему другие существа должны быть точной копией человека, чтобы иметь рассудок и чувства, и, соответственно, право на жизнь, на защиту от страданий? Животные понимают наши настроения, наши слова, угадывают наши мысли, а почему мы так ограничены, что не можем проникнуть в их мысли и чувства? Великий гуманист нашего времени Альберт Швейцер говорил полушутя, полувсерьез; "Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев