Как это часто бывало, церковный праздник наложился на народный: славяне издревле именовали этот день именинами матери сырой земли. Считалось, что в этот день земля-именинница отдыхает и грех пахать, однако рекомендовалось сеять. Постепенно церковный и народный праздник слились воедино, и эта дата стала называться в народе Симо́нов день, или Симон Посев, — крестьяне в этот день засевали поля.
Кто такой Симон Зилот Кананит
Святой Симон жил в I веке в Кане Галилейской и был сводным братом Иисуса Христа — сыном "обручника" Девы Марии святого Иосифа от первого брака. Как известно из Библии и преданий, прежде чем обручиться с матерью Иисуса, "древодел" Иосиф прожил в длительном браке с Соломеей, дочерью Аггея, брата святого пророка Захарии, и имел с нею четырёх сыновей и двух дочерей.
С Марией Иосиф обручился в весьма преклонном возрасте и отцом Иисусу не был: Пресвятая Дева зачала от Духа Святого. Как бы то ни было, но старшие дети в семье Иисуса недолюбливали, часто случались ссоры. Когда дети подросли и Иосиф делил между ними земельные участки, он хотел дать надел и Иисусу, однако старшие братья воспротивились и Симон был среди них. Всё изменилось в день свадьбы Симона.
Проходила свадьба в его родном городе, было звано множество гостей, позвали и Иисуса, который к тому времени уже проповедовал. Он явился со своими учениками. И надо же было случиться, что в самый разгар торжества в доме кончилось вино.
Это была плохая примета, предрекавшая всяческие беды молодым, да и перед гостями было неудобно. Мария была опечалена и сказала об этом сыну. Он ответил, что "ещё не пришёл час Мой", но по её просьбе не отказался помочь жениху. Вот как описано дальнейшее в Евангелии от Иоанна:
"Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его." (— Ин. 2:1-11)
Уверовал в Иисуса Христа и его сводный брат Симон. Да так крепко уверовал, что оставил молодую жену и последовал за Христом, став одним из 12 его верных апостолов. Не зря он получил прозвище Зилот, что значит "ревнитель, человек, ревностно следующий учению". Кстати, Кананит в еврейском языке имеет то же значение. Хотя некоторые исследователи библейских преданий утверждают, что это прозвище Симон имел раньше за приверженность иудейскому учению, а другие и вовсе считают его приверженцем зилотов — особой иудейской политико-религиозной партии, боровшейся против римлян. Однако таких подробностей о Симоне Кананите Библия не содержит. Он вообще упоминается в Священном Писании мало, так что о его жизни больше судят по преданиям.
В день Пятидесятницы Симон был среди апостолов, на которых свершилось сошествие Духа Святого, после чего ученики Христа обрели способность пророчествовать, совершать чудеса и говорить на любом языке мира. Это нужно было для их великой миссии, которую заповедовал им Учитель: распространение христианства среди народов планеты. Святой апостол Симон проповедовал учение Христа в Иудее,
Египте, Ливии, Киринее и Британии.
Согласно преданию, он принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа, предположительно в Абхазии, во второй половине I века. По другой версии, он был убит в Персии. Считается, что Симон был усечён мечом или заживо распилен пилой — с этим орудием мученичества он часто изображается на картинах.
Погребён Симон Зилот в городе Никопсия, местоположение которого вызывает споры. Согласно некоторым мнениям, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии. Впоследствии, в XIX веке, на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружён Новоафонский монастырь Симона Кананита. В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма в Новом Афоне, часть мощей находится в Германии, в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне, и в соборе Святого Петра в Ватикане. Святой апостол Симон Зилот считается покровителем супругов-христиан, так как во время совершения таинства венчания читается отрывок о браке в Кане Галилейской.
Как в России отмечают Симонов день
Становление христианства на Руси проходило длительно и сложно. Где-то славяне крестились добровольно, где-то язычники оказывали сопротивление. "Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём," — вот что сказано в Иоакимовской летописи о крещении Новгорода. И хотя подлинность этой записи подвергается сомнению, ясно, что древние языческие традиции не могли так просто исчезнуть из народного сознания. По большому счёту, они и не исчезли, а трансформировались,
слились с новыми христианскими праздниками и обрядами.
Была у славян богиня Мокошь — богиня судьбы, прядущая путь души в земном воплощении, богиня-мать и богиня-рожаница. Она почиталась и как богиня земного плодородия, водной стихии и покровительница матери сырой земли. Возможно, именно ей приносили наши предки жертвы 23 мая, вокруг её идола водили хороводы. А после того как князь Владимир, крестивший Русь, скинул кумиры языческого пантеона в Днепр, наступила новая эпоха: на смену древним языческим божествам пришли христианские святые.
И постепенно Симон Кананит, день поминовения которого совпал с языческим праздником, занял место древней славянской богини, безвозвратно канувшей в прошлое.
Приметы и обычаи в Симонов день, 23 мая
Симон Зилот, или Симон Посев, в народном воображении стал покровителем полей, всяческих целебных растений и помощником в поисках кладов. Знахари ждали именно этой даты, чтобы заготовить травы: считалось, что в Симонов день травы обретают чудодейственные свойства. Соблюдали определённые ритуалы:
• Перед тем как отправиться за сборами, обязательно мылись, надевали всё чистое и просили благословения у матушки-земли.
• Растения собирали не голыми руками, а чистым отрезом ткани,
платком или полотенцем.
• В этот день запасались кореньями, соцветиями, корой. собирали лекарственные травы для снадобий, которые помогали от различных болезней, или же, наоборот, составляли приворотные зелья из трав, или выбирали растения от мышей, нечисти и других проблем.
• Если босая нога в борозде терпит холод — пора сеять пшеницу.
• Кучевые облака весь день в небе и не исчезают к вечеру — ближайшие дни будут солнечными и теплыми.
• Птицы поют до ура — это к дождю.
• Берёзовые серёжки лопаются — пришла пора и хлеб сеять.
• Цветки одуванчика закрываются раньше обеда — непременно к дождю.
• Кукушка до заката не умолкает — установится тёплая погода.
• Если дрозда встретить в Симонов день в лесу — разбогатеешь.
На поиск кладов отправляться надо было до утренней зари: отвязать собак и следовать за ними, они и приведут к сокровищам. Но только в том случае, если хозяева с ними хорошо обращались, если же нет — заведут к змеям или в болото. Однако деятельность кладоискателей в целом не одобрялась: жажда наживы встречала только порицание.
Что нельзя делать в Симонов день
Поскольку тревожить землю в Симонов день запрещалось, нельзя было пахать, работать на огороде и особенно старались не вбивать в землю колья. А вот ходьба босиком по полю, наоборот, приветствовалась: народ считал, что так можно вылечить болезни и набраться энергии от могущественной матушки-земли.
Были в народе и другие запреты на Симонов день:
• Нельзя прятать деньги — всё равно найдут и украдут.
• Нельзя тратить слишком много денег, совершать дорогие покупки, это обязательно приведёт к долгам.
• 23 мая запрещено предаваться лености, особенно не убирать в доме. По поверьям, у кого дома в этот день будет беспорядок, то и в жизни будет царить кавардак.
• Не рекомендуется пересаживать комнатные растения: они могут не прижиться и погибнуть.
Нет комментариев