Как удаётся развивать спорт столь высокого уровня, с какими проблемами сталкивается школа сегодня и чем живёт, в интервью «Устюжаночке» рассказал директор учебного заведения Игорь Кабаков.
- За последние пять лет около семидесяти выпускников окончили обучение в школе-интернате. Конечно, ключевым вопросом остаётся трудоустройство. Какие варианты есть у выпускников сегодня?
- Мы обучаем детей двух уровней умственной отсталости: лёгкой и глубокой. С трудоустройством детей с лёгкой степенью проблема решена, а с глубокой - нет. Раньше после окончания школы-интерната наши ребята с глубокой степенью умственной отсталости шли работать на фабрику художественных кистей, которая канула в Лету в 2020 году. И теперь наши выпускники, которые там работали, стоят на бирже труда. Не трудоустроить и новых ребят, которые готовятся окончить школу. На фабрике они могли собирать кисточки, работали с берестой, со щетиной, с бумагой. Другие производства их не берут. Там, где сложное оборудование, они работать не могут.
- Как раньше работала схема трудоустройства выпускников?
- После окончания десятого класса мы с ребятами шли на фабрику, где директор знакомил нас с производством. И выпускники уже там могли определиться с выбором рабочего места. А летом на практике две недели они работали в цеху и пробовали свои силы.
- Как удалось решить проблему трудоустройства выпускников со слабой степенью умственной отсталости?
- В 2013 году мы получили лицензию на профессиональную подготовку специалистов трёх направлений: штукатур-маляр, швея и подготовитель пищевого сырья и материалов, то есть помощник повара. Теперь наши ребята востребованы в своей профессии, те, кто хочет работать, работают.
- Есть ли альтернатива выходу на работу?
- Получив специальность, выпускник не обязан сразу идти работать - он может продолжить образование. После наших одиннадцати классов его примут в восьмой класс вечерней школы, а после можно поступить в многопрофильный колледж и получить другую профессию. Здесь всё зависит от желания.
- Следит ли кто-то за судьбой выпускников после окончания школы?
- Службы сопровождения выпускников интерната у нас нет. Мы сами стараемся отслеживать их дальнейшую судьбу. Хотя, конечно, служба такая необходима. Если бы было финансирование и был человек, который вёл эту работу, на него же можно было бы возложить и профориентацию.
- Как получилось, что школа-интернат стала лидером среди других школ региона по развитию спорта?
- Успехи в спорте - это, в первую очередь, результат труда тренера - Николая Александровича Лешукова. Он профессионал, болеет за детей душой. А начинали мы практически с ничего. Когда я пришёл сюда работать в 2007 году, у нас было пять-шесть пар старых лыж, изорванные ботинки. За эти годы нам удалось создать хорошую техническую базу, закупить спортинвентарь, снаряжение, современные снегоступы.
- Где находите финансирование? Ведь не секрет, что получить деньги на спорт сегодня непросто.
- До 2015 года мы находились на областном финансировании, удавалось что-то сэкономить. А сейчас нас очень серьёзно поддерживает областная федерация спорта инвалидов. Мы участвуем во всех соревнованиях, достойно представляем свой район и область, а федерация всячески помогает нам в этом. Например, за удачное выступление в Казани нам дадут несколько пар лыж и ботинок. Получается, что результаты работают на следующие результаты.
- Как удаётся привлекать ребят к занятиям спортом?
- Стараемся увлекать. Спорт - это и здоровье, и профилактика каких-то проступков, правонарушений, организация правильного досуга, и возможность посмотреть другие города, повидать мир. Обязательно рассказываем нашим ученикам о достижениях старших товарищей. Младшие и сами видят увлечённых ребят-спортсменов, стараются тянуться за ними, следовать их примеру.
- Какие спортивные достижения ваших спортсменов можно назвать самыми значимыми?
- Самым значимым достижением стало участие Александра Ожигина во Всемирных зимних играх в Австрии в 2017 году. Всемирные игры - третьи по статусу после Олимпиады и Паралимпиады. Многие спортсмены из этих игр проходят отбор в паралимпийцев. Наш Саша не прошёл, потому что снегоступинг не является олимпийским видом спорта.
В декабре 2019 года мы привезли восемь призовых мест со Всемирной зимней спартакиады, в феврале 2020 года в Тюмени взяли тринадцать призовых мест, в этом году в Казани - шесть. Получилось меньше, потому что изменились условия борьбы, была серьёзная конкуренция, но наши ребята всё равно выступили достойно.
Остаётся лишь порадоваться за учеников школы и пожелать ребятам не сдавать позиций, стремиться к новым победам - и в спорте, и в труде.
Беседовала
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев