или спецназ Аблайхана!
Поводом для этого поста послужила случайная встреча с незнакомым человеком с которым мы летели рейсом Шымкент-Нур-Султан в ноябре прошлого года. Несколько дней в Шымкенте порадовали нас теплыми солнечными днями, и поэтому темой нашего разговора стала погода в Нур-Султане, где нас ожидала минусовая температура. Мы разговорились с моим молодым собеседником, который оказался уроженцем Костаная. Ну и конечно, мы как истинные казахи начали выяснять свои родоплеменнные отношения. И я поймал себя на мысли, что чем я старше становлюсь, тем больше интересуюсь этими вопросами. И поэтому мой следующий вопрос к моему попутчику Серику был вполне трайбалистский: - Руың кім, қай ел боласың? Мой собеседник оказался из рода кыпчаков, который особо отмечен в казахской истории, а до Чингис хана оставались в исторических источниках как половцы, то и дело беспокоившие Русь своими набегами, но пришел Темуджин и карта, как говорится легла по другому.
- А вы сами аға с какого рода? - спросил мой собеседник, и узнав что я из небольшого рода Уак, пристав со своего места стал жать мне руку. Я вначале недоумевал, чем удостоился такой чести, и мягко высвободив свою руку спросил: - Так ты слышал про наш род, я знаю что в Костанайской области есть представители рода уаков. - Конечно, ага есть, сказал Серик, а затем продолжил - А вы знаете, что по нашей казахской статистике передаваемой из поколения в поколение, 80% казахских батыров, представляют батыры рода Уак! И тут я почувствовал, что кресло становиться тесным для меня, и распираемый гордостью от услышенного, я прикрыл глаза и в следующее мгновение мчался по степи на горячем скакуне навстречу врагу, крича наш боевой клич: "Жаубасар! Жаубасар! Жаубасар!"
Я умел фантазировать, а также умел пошутить, и поэтому еще раз пожав Серику руку (видимо за новую для меня информация), молвил, -можешь даже не сомневаться, один из батыров, перед тобой! Мы долго смеялись с ним над этой шуткой, но а по приезду домой я первым делом включил компьютер с мыслями: "А кто мы действительно Уаки, откуда мы, и почему мы так малочисленны?"
И вот скупые строки из Википедии: "Уак — самое малочисленное племя Средней Орды. Кочевья находились в устье реки Иртыш, и во времена Джунгарских и Калмыцких войн, род находился на пути в торжения джунгар и калмыков, в связи с чем уаки несли наибольшие потери, однако именно это обусловило наличие самого большого числа батыров - выходцев из рода Уак".
Вдохновленный этой информацией звоню брату Ерболу Дуйсену в Ерементауский район, мол так и так есть такая информация о нашем роде, что ты думаешь о этому поводу? Ответ Ербола был краток: - А кто бы сомневался в этом, ведь только семи нашим именитым предкам были посвящены эпосы и дастаны! Это Камбар бытыр, Ер Косай и Ер Кокше, Батыр Баян и Сары Батыр, Кушикбай Батыр и Сатбек Батыр. Кстати от рук последнего закончил свой жизненный путь знаменитый Ермак!
Идем дальше. "Уак является благородным родом, воины рода Уак считались одними из лучших в Казахском ханстве. Из этого рода вышли известные батыры — Баян, Ер-Кокше и Ер-Косай, Кошкарбай и Дерпсалы. Показательным является факт, «…Когда спросили у Аблая, кого он из батыров более уважает из всех 3-х орд, он отвечает: из «предшестовавших мне мужей двое заслуживают удивления: Козыбек Каракисековец, который возвратил от Галдана 90 своих пленных и Дерпсалы-Уаковец, так же возвративший своих пленных. 1-й взял просьбой и был сам у Галдана, а последний устрашил врага, сидя в своем ауле. Из моих батыров Басентинец Малай Сары по богатству, храбрости и по характеру и Уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех…»[1]. Таким образом, из четырех самых достойных батыров, по мнению Аблай хана, два — представители рода Уак, несмотря на их немногочисленность.
На сегодняшний день род Уак расселён в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях РК, также часть Уаков проживают в Алтайском крае, Монголии и Китае, и в Германии.
Известно, что уже в 14 веке, до образования казахской нации, представитель рода Уак был в числе беков на совете у хана Золотой орды — Токтамыша, это описано в поэме "Эдиге"[2]. Убитый в 1420 году в бою между сыном Тохтамыша Кадырберди и Едиге (когда оба соперника погибли) «батыр татарский, велик сущий телом и силой» Ер Кокче — родом Уак, которого петропавловские казахи считают своим предком.
Спорным является истоки рода Уак. До основания империи Чингис хана, если следовать китайским источникам, у подножий гор Иншаан (Китай) обосновался этнос Онгутов (Уаков), которые вместе с родственными племенами кереитов (кереев) и найманов и доставляли своими набегами немало проблем правящей китайской династии. В то время этот своеобразный триумферат назывался Уак-Керей-Найман, которые обменивались между собой дочерьми тем самым укрепляя семейные союзы, которые позже использовались в противостояниях внешним угрозам. С выходом на арену Потрясателя Вселенной Темуджина, история перекроила границы. Но это уже другая история, но известно лишь одно и поныне уаки-кереи воспринимаются как родственные племена, в следствии чего некоторые исследователи стали трактовать свои версии происхождения Уаков: "Русские историки полагают, что уак вышли из рода керей, потому как известно, что, когда русские войска впервые столкнулись с кереями, с ними вместе были уак. К тому же родовая тамга их схожа с кереевской. Некто Балхашин сообщает, что прапрадеда уак звали Еркокше. Он — сын Айдархана, а тот, в свою очередь, потомок Камбар-хана. Левшин и Балхашин утверждают также, что одно из ответвлений рода уак — Сарыбагис. Это якобы потомки пленных каракиргизов, привезенные Аблай-ханом после походов на них во второй половине XVIII в. Возможно, что слово «уак» происходит от слова «усак», означающее «мелкий», то есть малый народец. Они гораздо малочисленнее аргынов, найманов, кереев. Все, что о них известно — предками уак являются Сарман и Шога. От Сармана было двое — Карагоз и Кокчекоз. У Шоги — пятеро: Сарбаян, Сарша, Беимбет, Мурат, Сргели.
Впрочем в истории уак-кереев остался один эпизодов заслуживающих внимание. Во время большого переселения кереев с Алтая в степь, большой отряд уаков численностью в пятьсот отборных сардаров, шел в качестве авангарда на всем протяжении пути кочевья обеспечивая их безопасность. Говорят впоследствии старейшины рода керей выдали своих дочерей замуж за бойцов-уаков, чтобы они остались с ними. Это еще одна из версий родства Уак-Кереев.
Согласно другой версии, ханы Среднего жуза вели политику захвата территории. Для этого, лучших воинов, проявивших себя в боях, выделили в отдельное звено и было дано им новое имя Уак, подобно толенгутам, которые должны быть при ханской ставке. Воинам категорично воспрещалось называть своё происхождение. Отныне они были Уак. Судя по передвижения воинов Уак, им давали свободный проход по территориям Орта Жуз, снабжали едой и оружием. Территориально Уак двигались от Атырау до северных границ Алтая. Удерживая территорию Алтая, Уаки не дали возможности китайским императорам и русским царям ввести на эту территорию свои войска. Старейшина Кошкарбай покорял и вывозил алтайцев на казахские земли, а казахов переселял на Алтай. После гибели Кошкарбая его лучший друг Аблай хан соединил войска под своим управлением и продолжил политику захвата. До сих пор на Алтае детей пугают грозным именем Кошкарбая: будешь баловаться, придёт Кошкарбай и заберёт тебя.
В ряде источников Уаки отождествляются со средневековыми онгутами (унгутами)[6]. Рашид ад-Дин включал онгутов в число народов, известных под именем монголов[7]. По данным монгольского летописца Санан-Сэцэна, унгуты во времена Чингисхана были в составе су-монголов (татар)[8]. Как пишет А. Очир, онгуты сложились в результате смешения шато с монгольскими племенами[9].
Согласно исследованиям генетиков, 64 % уак являются носителями гаплогруппы N1a1a, тогда как родственные им кереи преимущественно являются носителями гаплогруппы C2*[10] (C3-старкластер)[5]. Среди уак всего выявлено 5 гаплогрупп с частотой не менее 3%: C2-M217, G1-M285, G2a2b2a-P303, J1*-M267(xP58), N1a1a-M178. Генетически уак наиболее близки буряты, проживающие в Дульдургинском районе Агинского бурятского округа[10].
"Какая битва без Баяна?"
«Я верю в Баяна: взмахнет он мечом, и недруг сражен без пощады.
А я без Баяна - орел без когтей, скакун, не достигший награды,
Я с места не сдвинусь, поверь мне, Канай, и слово мое нерушимо.
Я буду стоять, и Баяна дождусь. Я буду стоять, сколько надо...»
Слова Абылай хана из поэмы «Батыр Баян» М. Жумабаева.
Июнь 2014 года. У гостиницы "Сары-Арка г. Павлодара идут последние приготовления к открытию памятника нашего знаменитого предка Батыр Баяна. Руководит всем этим покойный ныне Максут Султанович Нарикбаев, который лишь в зрелом возрасте узнал, что он принадлежит роду Уак. Это целая история, которую поведал газете "Караван" "В душе я жалаир, плотью уак!" Это потом ему удалось побывать на могиле своего деда в Китае и захватить с собой горсть земли.
Необходимо отдать должное Қайрату Тайкенову - исполнительному директору фонда "Батыр Баян", вся организационная работа по изготовлению и доставке скульптуры Батыр Баяна легла на его плечи. Путь из Алматы с таким необычным и габаритным грузом был не легким. В тоже время здесь в Павлодаре шла подготовка постамента памятника, так что работа шла день и ночь, но все было завершено вовремя. В перерыве мы заходим умыться в ванную комнату, и Максут аға шутит обращаясь ко мне: - А я думаю Кайрат, почему такой смелый и бесстрашный, а оказывается я - Уак". И хохочет от души над своей шуткой. А ведь это был один из его последних проектов. А спустя всего лишь несколько лет его не стало. Мир праху его...Жатқан жері торқа болсың!
Ну отдельно хочу остановиться на Батыр Баяне.
«В послужном списке богатырей земли Приишимской, составленном в областной библиотеке им. Сабита Муканова (Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени С. Муканова, г. Петропавловск, - авт.), значится и батыр Баян. Он родился в 1704 г. (!) в ауле Аралагаш на территории (в советское время - совхоз «Карагандинский») нынешнего района Магжана Жумабаева (СКО). Отец его Касаболат был искусным ювелиром. Мать Ажар - дочь известного батыра Шолапа, сестра Дата, отца знаменитого батыра Сырыма Датова из рода Байбакты. Баян - выходец из отделения Шога рода Уак. С 14 лет участвовал в военных походах вместе с более опытным старшим родственником Сары батыром. В 17 лет становится известным сардаром (командиром отряда), умело владеющим военным искусством. За проявленный героизм и полководческие заслуги он снискал особое почитание у народа и воспевался им в течение трех столетий. В первой половине и середине 18-го века при защите казахских степей от нашествия джунгар Баян проявил исключительный героизм, став верным соратником, одним из главных батыров Абылай хана. Он сумел сплотить народ против врага, возглавив многочисленный отряд сородичей; совместно с Кабанбаем, Малайсары, Олжабаем, Жанатаем и другими батырами принимал участие в освобождении Прииртышья, Кабинских земель и Тарбагатайского края».
У меня есть несколько возражений к одноименному фильму "Батыр Баян" основанному на поэме Магжана Жумабаева. На самом деле Батыр Баян не убивал своего младшего брата с сбежавшей джунгаркой, а отпустил с миром к нагашылар в ныне Кызыл-Ординскую область, где они пустили корни и обзавелись потомством. Об этом мне поведал Зейнолла аға Олжабаев из Петропавловска - прямой потомок Батыр Баяна в шестом поколении. А остальное все художественный вымысел и домысел, наших мастеров. Как говорится хотели драму, вот вам казахская драма отдельного рода Уак.
Есть также возражения к фильму "Кыз Жибек", где именитый Бекежан Батыр из рода уак, о чем свидетельствует их боевой клич "Жаубасар!", выстрелом в спину убивает Толегена. Матерый, харизматичный воин, привыкший идти на врага с открытым забралом, образ которого мастерски подал знаменитый мэтр кино Асанали Ашимов, пограничник охранявший рубежи Казахского ханства, не будет опускаться до такого предательского убийства, даже ради красавицы Жибек! Впрочем, это мое мнение.
Не знаю кто автор. Переслали. Решила поделиться.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 21