Так в широком смысле называют проявление благодатного действия Святого Духа в нашем мире. А в более узком - наделение людей определенными качествами, превышающими человеческие способности, которые позволяют им достичь своего высшего предназначения, предначертанного Богом.
Например, после сошествия Святого Духа на апостолов они обрели способность говорить на других языках, исцелять наложением рук, что помогло им проповедовать в разных странах и привести к христовой вере многие народы.
Упоминание о дарах Святого Духа неоднократно встречается в Священном Писании. Подробно на эту тему рассуждал апостол Павел, он особо выделял 9 даров:
«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:8-10).
Особенность даров Святого Духа, их отличие от личных качеств, добродетелей самого человека, заключается в том, что, во-первых, все они даются свыше, являются проявлением благодати, а не плодом усилий самого человека. И, во-вторых, посылаются тому, кто их направит на укрепление и проповедь веры, торжество Божественной истины.
Так, к примеру, великомученик Пантелеимон, будучи талантливым, высокообразованным врачом, учившимся у прославленных лекарей того времени, обрел по воле Господа именно тот дар, в котором нуждался больше всего – целительства. А дары мудрости и знания позволили святому Спиридону Тримифунтскому (который значительную часть свой жизни был простым пастухом и не получил образования) одолеть в споре прославленного философа, защищавшего ересь Ария.
Если дары исцелений, чудотворения, пророчества, разумения языков особых вопросов не вызывают, то слово мудрости, слово знания и вера нуждаются в пояснении.
Мудрость как проявление дара Святого духа – это не житейская мудрость, а осознание Божьего Промысла. В такой мудрости, дарованной благодатью, с одной стороны, нет колебаний и сомнений, а, с другой – нет страсти, высокомерия, гордыни и стремления поучать. О ней свидетельствовал апостол Иаков: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17).
Второй дар – знание. Под этим даром понимается знание о Боге, которое много выше простой начитанности духовных книг, Писания и богословских размышлений. Выражаясь современным языком – это сверхзнание, дарованное Господом. В Евангелии есть упоминание, как Спаситель просветил ум Своих учеников: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45). Это и есть – знание как дар Святого Духа.
Дар веры наделяет человека духовной стойкостью и позволяет верующему даже в период тяжелых жизненных испытаний не свернуть с пути спасения, устоять перед сомнениями и искушениями. К такой вере, лишенной сомнений и колебаний, невозможно прийти с помощью логических рассуждений, это именно дар свыше.
Дары Святого Духа не ограничиваются перечисленными апостолом Павлом, их гораздо больше. Например, у святителя Григория Великого находим такие слова: «Святой Дух дарует мудрость против глупости, мышление против тупости, совет против безрассудства, мужество против страха, знание против невежества, благочестие против ожесточения нашего сердца и страх против гордыни».
Но почему дар благочестия противостоит ожесточению сердца, а страх – гордыне?
Благочестие - это твердое и искренне исполнение Божьих заповедей и христианское поведение не только в храме, но и в быту. Его следует отделять от внешнего благочестия, в котором Спаситель упрекал фарисеев. О таком лицемерном благочестии Он говорил: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Вот именно это и означает «ожесточение сердца».
И, наконец, почему страх упоминается как один из даров Святого Духа? Потому что речь идет о страхе Божием - не страхе рабов, опасающихся наказания хозяина за провинность, а о страхе, подобном опасению ребенка, не желающего огорчить любящего и доброго Отца. Тот, кто имеет страх Божий, соблюдает Божии заповеди: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23).
Мои дорогие, вам было полезно и понятно такое объяснение? Напишите в комментариях, мне важна обратная связь.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев