Священная летопись русской святости берет свое начало в X веке, когда появились первые жития отечественных угодников Божиих. Первоначально русские агиографы, следуя византийским образцам, особенно творениям преподобного Симеона Метафраста, создавали тексты, главной целью которых было "похвальное слово" - прославление подвигов святых, где чудеса являлись неотъемлемой частью повествования. В большинстве случаев авторы не стремились к индивидуальной характеристике святого, а следовали устоявшимся агиографическим канонам, создавая образ "идеального подвижника". Как отмечал профессор Голубинский, исключение составляют лишь древнейшие русские жития, созданные преподобным Нестором Летописцем - жития святых страстотерпцев Бориса и Глеба и преподобного Феодосия Печерского.
Особое место в русской агиографии занимает "Житие преподобного Феодосия Печерского" (около 1088 г.), которое сочетает в себе высокие литературные достоинства с исторической достоверностью. Этот памятник дает нам драгоценные сведения об устроении первой русской монашеской обители и о подвижниках Киево-Печерского монастыря.
XIV век ознаменовался расцветом русского монашества на северных землях, связанным с деятельностью преподобного Сергия Радонежского. Из основанного им Свято-Троицкого монастыря вышла целая плеяда подвижников, основавших новые обители. Среди них особое место занимает Епифаний Премудрый - выдающийся агиограф конца XIV - начала XV веков, посетивший важнейшие духовные центры православного мира: Афон, Константинополь, Палестину. Его перу принадлежат "Житие преподобного Сергия Радонежского", начатое через год после кончины святого и основанное на личных воспоминаниях и свидетельствах современников, а также "Житие святителя Стефана Пермского", дошедшее до нас преимущественно в редакции Пахомия Серба.
Венцом русской агиографии XVI века стали "Великие Минеи-Четьи" митрополита Макария - грандиозный свод, включавший жития всех известных святых, расположенные по календарному принципу в краткой "минейной" редакции. Этот монументальный труд, состоящий из двенадцати томов (более 13 тысяч листов), объединил не только агиографические тексты, но и важнейшие произведения христианской письменности: отрывки из патериков, творения святых отцов, "Иудейскую войну" Иосифа Флавия, "Христианскую топографию" Космы Индикоплова, "Хожение игумена Даниила" и другие памятники. Особую ценность представляет работа круга митрополита Макария по созданию новых житий русских святых, что сделало этот свод поистине всеобъемлющим памятником русской святости. До нас дошли две редакции этого труда: Софийская (хранящаяся в Санкт-Петербургской духовной академии) и более полная Московская редакция 1552 года.
Русская житийная традиция, пройдя путь от первых переводных житий до создания оригинальных произведений и грандиозных сводов, стала драгоценным свидетельством духовного пути русского народа и его святых.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев