Правовой статус безработного, его права и обязанности закреплены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации»
В соответствии со ст.3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Так, безработный имеет право на:
- выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);
- бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения;
- бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
- самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;
- социальную поддержку в виде выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
- предоставления возможности участия в общественных работах;
- возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.
Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность. Обращаясь за содействием в службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учёта в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своём трудоустройстве (даже временном или на условиях неполного рабочего времени).
Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного:
- он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного;
- явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трёх дней со дня направления органами службы занятости;
- безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.
Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.
Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечёт за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными - гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трёх месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания – лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев