По руслу Неглинки сегодня проходят НЕГЛИННАЯ улица, с пересекающей ее улицей Кузнецкий мост, выше располагается Трубная площадь. Она и сегодня находится на дне оврага – это сохранившаяся долина Неглинки. Название же Трубная относится к 16 веку, тогда под крепостной стеной Белого города была устроена специальная труба-тоннель, для течения речки.
А ещё выше на реке видна развилка. От Полковой улицы в Марьиной роще бежит Неглинка, возле театра Дурова принимает в себя слева крупнейший приток - речку НАПРУДНУЮ (7). Слияние Напрудной и Неглинки сохранилось под землёй, прямо под памятником маршалу советского союза Федору Толбухину.
Вернувшись к Москве реке, мы ещё немного спускаемся вниз и видим слева устье РАЧКИ (8), вытекающей из Чистого пруда. Когда-то Рачка была притоком Москвы-реки, но затем ее русло искусственно поменяли и вывели в Яузу. Кстати, нам туда! Вместе с маленькой лодочкой, изображенной Васнецовым, входим в ЯУЗУ (9) и поднимаемся против течения. По правую руку остается КАЛИТНИКОВСКИЙ ручей (10). По левую – ЧЕРНОГРЯЗКА (11). Если наложить картину на карту современной столицы мы бы с вами добрались до Сыромятнического гидроузла. И увидали бы по левую руку водовыпуск ЧЕЧЁРЫ (12) и ручья ОЛЬХОВЦА (13), и ручья КУКУЯ (14). Теперь в этот же коллектор отводится и самостоятельная когда-то Черногрязка.
Чечёра имела исток в Красном пруде, который был утрачен в середине позапрошлого века, в связи со строительством Петербургского вокзала.
А вот об Ольховце могут напомнить Ольховская улица, Ольховский тупик и Елоховская площадь. Елохой раньше называли ольху.
Выше по Яузе видна развилка- это впадает речка РЫБИНКА (15). Кажется невероятным, но рыбы в Рыбинке много и сегодня, несмотря на то, что она полностью заключена в подземный коллектор.
Справа от нас осталась метро Электрозаводская, а вот и сам электрозавод, с выходящим из-под него коллектором ХАПИЛОВКИ (16). Хапиловка угадывается у Васнецова в лесном массиве, на следующей после впадения Рыбинки излучине. Кстати Хапиловка одна из немногих подземных речек Москвы, по которой и сегодня можно проплыть на резиновой лодке.
Это очень ценный анализ тех рек, которые когда-то текли в лесах на месте нынешней Москвы. Как видно, Аполлинарий Михайлович ничего не придумал и не приукрасил в своей работе, касающейся основания города. Все реки, видные в рельефе, живы, хотя их существование уже не так очевидно москвичам. Зато в их подземных руслах по-прежнему водится рыба, селятся выдры, а извилистые овраги – долины и теперь ещё морщинками угадываются в лице города.
Автор: диггер Даниил Давыдов
Комментарии 5