В то время как древние греки, римляне мылись ежедневно, правители средневековья и ренессанса часто нарушали гигиену. Да, они принимали ванны, в Версале была роскошная мраморная ванна для Анны Австрийской, после - для маркизы Монтеспан. Со временем Помпадур Версаль перестраивался, и рядом с покоями появлялись ванные комнаты. И все же Людовика XIV ежедневно протирали тряпочкой, смоченной в винном уксусе. И это совсем не то же самое, что было в античные времена.
Древние греки и римлянке не имели понятия о микробах или инфекциях. Они принимали ванны просто потому, что не любили грязь. Они могли часами отмокать в воде, попутно решая государственные дела.
В начале V века Рим снабжался водой 11 акведуками, было 1212 общественных фонтанов и 926 общественных бань. Однако в 537 году, во время нашествия готов, акведуки были прерваны, и купание стало более проблематичным.
Джузеппе Бартоломео Киари "Вирсавия в её ванной", XVII век
В те неспокойные времена многими организационными вопросами Рима руководила молодая католическая церковь. Люди негодовали, требуя воды. Что им сказать? Конечно! "Купаться вредно для здоровья, к тому же - греховно, ведь ранее часто купались только язычники" - твердила церковь. Требовалось времени, чтобы люди поверили в эту наглую ложь и перестали часто мыться. Древнейшие термальные источники и ванны были временно заброшены, так как средневековые строители были не в состоянии их восстановить.
Спустя сто лет церковь привела ещё один довод: "несколько раз в день моются только мусульмане". И верные христиане убедились в подлинности слов религиозных наставников. Действительно, в 1671 году Джон Бербери, английский дипломат, проживающий в Стамбуле, был удивлен, увидев чрезмерную чистоту турков. Популярная английская поговорка гласила: "мойте руки часто, ноги редко и не мойте голову вообще".
Казалось бы, уже достаточно доводов, но в эпоху классического и позднего средневековья пошли новые убеждения: слой грязи уберегает от заразы, так как через открытые поры проникает болезнь. А кто-то считал, что если часто мыться, то можно смыть с себя воду, которой некогда крестили человека.
Сообщалось, что король Яков I яро не любил воду и вообще не мылся. Стоит усомниться в том, что король никогда не мылся. Хотя придворные дамы замечали, что Яков постоянно чешется и не моет руки перед едой. Он вытирал свои пальцы чуть влажной салфеткой.
Но всё же в средневековье были бани. Да, культ ежедневного мытья не был распространен как в Древнем Риме или на Руси. Бани были как общественные, так и частные, где люди встречались также естественно, будто в церкви или на улице для неформального общения. В XIII веке церковь запретила мужчинам и женщинам вместе принимать бани ввиду соблюдения нравственности.
Впрочем, некоторые церковники не мылись. "Множество вшей ползало по его шероховатой коже, пожирая его тело, истощенное постами" - говорили о святом Бенедикте Аньянском. Конечно, это было больше исключением из правил. В основном монахи мылись в специально отведенные дни или на праздниках.
Цистерцианцы отлучали от причастия тех, кто мылся без разрешения в общественных банях. Вероятно, дело было не столько в гигиене, сколько в нравственности и тех увеселений в бане, которые окончательно подпортили образ общественных бань к XVI веку. Если один из супругов хоть раз посетил баню, то это могло стать основанием для развода. В монашеские кельи картазеанцев была проведена вода, дабы монахи никуда не выходили и мылись на месте. А в аббатстве Сен-Галль бани располагались рядом со спальнями, и в них мылся каждый, кто хотел.
В 1162 году в лондонском районе Саутуорк открылось около восемнадцати общественных бань — стьюзов. В начале XIV века в Париже насчитывалось около 30 общественных бань. В городе Баден под Веной (не путь с другим термальным курортом Баден-Баден) в XV веке также было несколько десятков бань. В 1480 году император Священной Римской империи Фридрих даровал городу герб в виде мужчины и женщины, принимающих ванну. Зажиточные люди предпочитали пользоваться частными банями, а знатные особы имели бани в подвальном помещении. Ванны располагались по соседству со спальней.
Король Англии Генрих VIII был любителем принимать ванну. Его ванна во дворце Хэмптон-Корт в башне Бейн-Тауэр напоминала деревянную круглую бочку, но высотой меньше вполовину. Изнутри ванну-бочку застилали простыней, чтобы король не подцепил занозу.
С 1550 до 1750 год действительно мылись меньше обычного. Мода на ванны вернулась с воцарением королевы Великобритании Каролины Бранденбург-Ансбахской, проявлявшей интерес к медицинским новинкам.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20
Если в самом начале итальянского Возрождения христиане, любуясь произведениями античного искусства, приходили к мысли, что человек подобен Богу, то с развитием Реформации люди прежде всего в Центральной, Северной и Западной Европе вернулись, как это ни странно, к средневековому пониманию действительности. Человек как таковой снова предстал абсолютно греховным созданием, изначально неспособным к праведной жизни. Только на этом основании католические и протестантские священники не рекомендовали своей пастве вообще трогать себя руками — это считалось греховным. Что уж говорить о том, чтобы мыть себя даже в закрытой, частной бане.
И если в середине ХV века в европейских медицинских трактатах можно было прочесть, что «водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», то в конце того же века бани стали еще и атрибутом ада.
Например, королева Испании Изабелла Кастильская, являвшаяся для всех образцом хри...ЕщёСредневековые взгляды
Если в самом начале итальянского Возрождения христиане, любуясь произведениями античного искусства, приходили к мысли, что человек подобен Богу, то с развитием Реформации люди прежде всего в Центральной, Северной и Западной Европе вернулись, как это ни странно, к средневековому пониманию действительности. Человек как таковой снова предстал абсолютно греховным созданием, изначально неспособным к праведной жизни. Только на этом основании католические и протестантские священники не рекомендовали своей пастве вообще трогать себя руками — это считалось греховным. Что уж говорить о том, чтобы мыть себя даже в закрытой, частной бане.
И если в середине ХV века в европейских медицинских трактатах можно было прочесть, что «водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», то в конце того же века бани стали еще и атрибутом ада.
Например, королева Испании Изабелла Кастильская, являвшаяся для всех образцом христианской добродетели, оставила в своих документах запись, где она с гордостью сообщала о том, что за всю свою жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день собственной свадьбы. Далее:
Появление общественной бани в Европе было шоком, и этот «ужас» в процветающий Париж принесли русские солдаты. В 1813-1814 годах преследовавшая войска Наполеона армия Российской империи на некоторое время была расквартирована во французской столице. Раз в неделю русские устраивали себе баню, куда вваливались огромными обнаженными толпами и хлестали себя растениями. Парижане, наблюдая за подобными «вакханалиями» русских, расценивали все это как кару небесную за собственную алчность. Представления о гигиене «дикого» россиянина и просвещенного европейца разительно отличалась, и не в пользу последнего.
В 1818 году в Берлине была открыта первая, и долгое время единственная общественная баня. В 1840 году вышел один из первых романов Александра Дюма «Учитель фехтования», в котором, в частности, упоминалась реакция просвещенного европейца, пришедшего в ужас при посещении русской общественной бани в российской столице.
А в 1889 году в Берлине было организовано «Немецкое обществ...ЕщёРусские и их бани
Появление общественной бани в Европе было шоком, и этот «ужас» в процветающий Париж принесли русские солдаты. В 1813-1814 годах преследовавшая войска Наполеона армия Российской империи на некоторое время была расквартирована во французской столице. Раз в неделю русские устраивали себе баню, куда вваливались огромными обнаженными толпами и хлестали себя растениями. Парижане, наблюдая за подобными «вакханалиями» русских, расценивали все это как кару небесную за собственную алчность. Представления о гигиене «дикого» россиянина и просвещенного европейца разительно отличалась, и не в пользу последнего.
В 1818 году в Берлине была открыта первая, и долгое время единственная общественная баня. В 1840 году вышел один из первых романов Александра Дюма «Учитель фехтования», в котором, в частности, упоминалась реакция просвещенного европейца, пришедшего в ужас при посещении русской общественной бани в российской столице.
А в 1889 году в Берлине было организовано «Немецкое общество народных бань» с девизом «Каждому немцу баня — каждую неделю», и уже в течение следующего десятилетия в столице Германии число общественных бань перевалило за 200.