В каком возрасте можно начинать читать ребенку книги? Джейсон Буг, автор книги «Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн», утверждает, что это можно делать чуть ли не с самого его рождения.
Сегодня миллионы родителей тратятся на репетиторов, курсы подготовки к экзаменам и учебные пособия, ничего не зная об эффективнейшем методе чтения – интерактивном чтении, который осваивается буквально за час. И чем раньше малыш знакомится с таким способом чтения вслух, тем более выраженный эффект оно дает. Перечисляем некоторые советы, которые можно почерпнуть из этой книги.
Растим библиофила
Великое множество людей пытается советовать вам, как растить ребенка. Одни родители включают еще не родившемуся малышу классическую музыку, а другие покупают младенцам обучающие видео. Одни пособия призывают вас к строгости, другие советуют быть помягче.
Но в какой-то момент становится совершенно неважно, сколько вы накупили книжек с картинками и способны ли пересказать свежий бестселлер в жанре фэнтези так, чтобы это было понятно и интересно ребенку 9-12 лет. Когда речь идет о ваших собственных детях, вы чувствуете себя сбитым с толку.
Вы вдруг понимаете, что все ваши знания и умения бесполезны. Даже зная детскую литературу лучше всех друзей и подруг, вы не чувствуете себя более компетентным, чем они. Хотя все мы понимаем, как это здорово – уметь обработать футбольный мяч или так гладко застелить постель, что в нее можно смотреться, как в зеркало, это не самое главное в жизни. Главное – привить детям любовь к книгам и чтению, которую никогда не заменят никакие медиа.
Есть ли «правильный» способ читать ребенку?
В 2013 г. в журнале Perspectives on Psychological Science было опубликовано исследование, изменившее представления о том, как следует читать детям. В статье «Как сделать ребенка умнее» были сведены результаты восьми исследований развития детей. Выводы ученых ошарашивали: правильное чтение вслух – интерактивное чтение – может повысить IQ ребенка на шесть и более баллов.
И это еще не самое удивительное. Ученые установили, что чем раньше начинается интерактивное чтение, тем более выраженный эффект оно дает, и приравняли его положительное воздействие к влиянию витаминов и здорового питания. Но тут есть принципиальный момент: мало просто накупить детям книг. Чтобы воспользоваться их развивающим потенциалом, родители должны создать для ребенка опыт именно интерактивного чтения.
Этот способ не сводится к совместному времяпрепровождению ребенка и родителя за книгой, его суть – в диалоге между ребенком и книгой. В том, чтобы задавать ребенку вопросы, начинающиеся с вопросительных слов (скажем, «Почему, как ты думаешь, кролик так часто делал перерывы?»), поддерживать его интерес и побуждать не ограничиваться односложными ответами, а развернуто выражать свои мысли.
Проведенное исследование показало: достаточно часа, чтобы научить родителей читать детям правильно – в интерактивном режиме. Оказалось, важен не только сам факт того, что вы читаете ребенку, важно и то, как вы читаете, причем приемы правильного, интерактивного чтения доступны любому родителю.
С чего начать?
Следующие 15 приемов помогут применять основные принципы интерактивного чтения на каждом этапе развития вашего ребенка:
1. Читайте вместе. Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой – любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать, просто превратите это занятие в привычку.
Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что‑нибудь приготовить с помощью этого приложения.
2. Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы – это фундамент интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.
Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?
3. Обсуждайте детали книги. Показывайте ребенку свои любимые иллюстрации, называйте представленные на странице цвета, животных, людей и чувства персонажей. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.
Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что‑нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?
4. Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.
Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого‑то увидела – кого?
5. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.
Как начать общение: Белочка хочет спать – погладь ее по головке. Ты когда‑нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?
6. Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.
Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!
7. Делитесь мнениями о книге. Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.
Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?
8. Читайте ребенку о вещах, которые он любит. Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.
Как начать общение: Хочешь еще что‑нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.
9. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.
Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?
10. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета. Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки – идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь.
Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по‑твоему, спрятано в коробке?
11. Поддерживайте диалог. Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.
Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?
12. Расширяйте границы знаний ребенка. Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.
Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как она сварила суп?
13. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания. Можно воочию увидеть Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, ведь все эти чудеса открываются на страницах книг! Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что‑то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.
Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?
14. Соотносите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.
Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?
15. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!
Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?
Не старайтесь прыгнуть выше головы и втиснуть в каждые посиделки за детской книжкой все 15 приемов интерактивного чтения. Вы же не используете одновременно пылесос, молоток и домкрат, чтобы повесить картину в гостиной! Пользуйтесь лишь теми приемами, которые лучше всего подходят к конкретной книжке или ситуации.
Для малышей, которые совсем не любят читать, Ольга Мяэотс, заведующая отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, составила список книг для российских читателей. Среди них можно обратить внимание на «Потрясающий мистер Фокс» Роальда Даля, все книги из серии «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста, «Занималки» и «Находилки» Зины Суровой и Ксении Грызловой, а также некоторые другие.
О том, как здорово самим создавать книги
Работа над самодельными книжками разбудит в ваших детях креативность на всю жизнь. Сложите вместе несколько листов офисной бумаги, согните их пополам и скрепите по сгибу с помощью степлера. Это заготовка книги. Я советую для начала взять четыре листа. Содержание может быть любым.
Сделайте фотографии, в которых излагается сюжет. Распечатайте и наклейте на страницы. С помощью корректирующей жидкости или ластика обозначьте зоны в форме овалов или облаков, куда будете вписывать текст. Можете вырезать картинки из разорванных или испорченных детских книг и составить из них новую книгу с собственным текстом.
Возьмите фото своих детей и включите их в повествование. Это можно проделать и с любым журналом, который нравится вашему ребенку. Пусть он выполнит рисунки на страницах, а вы напишете текст. А может быть, ребенок сам придумает совершенно новую историю и расскажет ее вам? Датируйте каждый выпуск своего самиздата – для истории. И через несколько лет сможете оценить, насколько ребенок продвинулся в сочинительстве и рисовании. Да и детям приятно взглянуть на то, что они делали малышами.
Не забывайте, в освоении искусств и рукоделия самый главный наставник вашего ребенка – вы сами. Станьте ролевой моделью для детей. Покажите им, что значит творить. Продемонстрируйте, как можно раскованно, свободно петь, рисовать, готовить и танцевать, не поддаваясь склонности преуменьшать собственные достижения. Для начала сами поверьте в свои творческие возможности, и вы вдохновите ребенка последовать вашему примеру.
Источник: http://letidor.ru/ Фото предоставила Марина Толоконникова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев