Изначально Кремль был обычного "кирпичного" цвета. Итальянцы, построившие в 1485–1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного кирпича – как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско.
Но с начала 1680-х до начала 1880-х стены Кремля окрашивали в белый цвет, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей - в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.).
Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами, таким образом, в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.
В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.
.
(Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.)
.
(П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год)
.
Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».
Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено — с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.
(Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля)
.
Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез - маскировка спутала фашистским летчикам все карты.
("Замаскированная" Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.)
.
("Замаскированный" Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год.)
.
При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800-летия Москвы в сталинской голове возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – чтобы все звучало в унисон и идеологически верно.
Это приказ товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.
#история
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1