Нельзя умирать с голоду. Предки ингушей, изнеможденные голодом, плавили медь и выпивали металл. Во время эпидемий заболевшие шли в горы, находили место, садились и умирали. Это они делали для того, чтобы не заразить других. Нельзя становиться причиной смерти другого человека. Нельзя собирать камни, лежащие по обочинам гравийных дорог. Нельзя сидеть, когда проезжаешь мост, не помолиться, проходя мимо кладбища, звать на помощь, если сам можешь выкарабкаться, носить усы, пока жив отец, корчить рожу, входить в туалет без кумгана. Кто-то подумает: что это за каша: рядом с серьезными запретами всякая мелочь, которой можно пренебречь. В том и дело, что все табу у ингушей громоздятся на одной полке, среди них нет таких, которые можно предпочесть одним и отодвинуть другие. За долгую историю своего существования народ приучился к мысли: цепь сильна, если каждое ее звено на своем месте. Нельзя строптивую лошадь тянуть за уздцы, а упрямого осла подгонять сзади. Рискуешь остаться без скальпа и зубов. Если выпали зубы, нельзя распускать язык. Нельзя искать женщину по себе. Если найдешь, обязательно разочаруешься в своих способностях. Она горит всегда, а ты вспыхиваешь от случая к случаю. Нельзя испытывать терпение самой спокойной кошки и самой послушной женщины, рано или поздно в первой проснется зверь, а во второй – женщина.
Строжайше запрещено зариться на чужую собственность. Помню такой случай. У одного старика состарилась лошадь. Разумеется, до того как одряхлеть, эта тварь была молодым и игривым конем. Но всему приходит конец. Старик поступил так, как поступили его далекие предки: отвел клячу за село, снял уздечку и отпустил на все четыре стороны. А это значит, что старик отказался от своей частной собственности.
Молодые люди, жившие в соседнем селе, отловили клячу, отвели в укромное место, зарезали, освежевали и пустили мясо на колбасу. Узнав об этом, бывший владелец вычислил воров, развил народную дипломатию до такой степени, что конокрады были вынуждены купить молодого коня. Люди намекнули: а отказ-то был. На что старик ответил: «Трогать можно только свою жену и пуговицу на вороте рубашки, которую забыл застегнуть».
Мурат Картоев - Особенности ингушского менталитета
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1