(часть 3)
Манассия
О Манассии Иаков пророчески сказал, что «…от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его… И поставил Ефрема выше Манассии» (Быт. 48:13-20). Первенец Иосифа Манассия был, как и его брат Ефрем, оторван от служения Истинному Богу и жил в роскоши и неге языческого египетского двора, тем более, что их мать по происхождению принадлежала к высшему жречеству. Но Иосиф неустанно заботился о том, чтобы привлечь своих сыновей к Богу. Манассия оказался в обстоятельствах, сходных с теми, в каких когда-то был Исав — первородство, по праву принадлежащее ему, было отдано меньшему брату. И здесь проявился прекрасный характер Манассии, который в отличие от Исава, не возмущался, не испытывал негодования, обиды, зависти и ненависти, а спокойно смирился с тем, что произошло. И в дальнейшей истории его колена мы не встретим вражды между племенами двух братьев. Бог,
побудивший Иакова забрать первородство у Манассии и отдать его Ефрему, действовал так ради спасения старшего брата. Если суммировать вышесказанное, то можно дать следующую характеристику людям типа Манассии, нашим современникам: это люди, способные прощать и забывать обиды, унижения, оскорбления — всякого рода несправедливости. Причем они умеют прощать не по принципу, «легко простить, но не легко забыть», но они прощают безоговорочно, раз и навсегда, не вспоминая того, что простили. И, кроме того, это люди, порой и не обладающие большими способностями и возможностями, но верные в малом, и умеющие быть довольными и счастливыми в малом. Многим людям сегодня тяжело живется нередко из-за того груза обид, который они несут всю свою жизнь, который отравляет их существование, является порой причиной тяжелых заболеваний. Человеческой натуре нелегко бывает смириться с тем, что кто-то нас обошел,
завладел тем, что должно было по праву принадлежать нам, что другим везет во всем, они живут в довольстве, а мы нет, что жизнь словно прошла стороной и пр. Но счастье определяется не количеством и не качеством дач, машин, одежды, не сравнением своего благосостояния с благосостоянием других людей, а умением находить радость в малом, быть верными в малом. Многим Бог не дает многого, так как это не послужит к их спасению и не принесет им счастья и в этой жизни. Путь для спасения людей с характером Манассии — сохранять верность в малом, не унывать и не отчаиваться ни при каких обстоятельствах и держать то, что есть. Опасной стороной для людей этого типа характера является возможность отступления при их возвышении, а также досада на то, что их малые способности и незаметный труд не очень заметны и не оцениваются должным образом. Прежде, чем мы перейдем к характеристике погибших колен, необходимо сделать важную оговорку,
чтобы не быть неправильно понятым. Мы говорим о характерах колен, но это — общее, собирательное понятие и отнюдь не означает, что в колене Рувима все входящие в него люди имеют характер Рувима, а в колене Манассии, например, все, как один, имеют один и тот же тип характера — характер Манассии. Точно так же ошибочно полагать, что в погибших коленах — Дана и Ефрема — погибнут все их представители. Мы знаем из Библии многих тех, кто погибнет из колена Вениамина, Иуды и др., а из погибших колен — многие будут спасены — например, Самсон из колена Дана будет в числе спасенных, мы можем быть в этом уверены, потому что Бог через апостола Павла относит его к героям веры, а Саул из колена Вениаминова, например, погибнет для вечности. То есть, спасутся те, кто преодолеет с Божьей силой свои отрицательные черты характера, и погибнут те, которые не сделают этого. Итак, теперь мы перейдем к характеристике представителей погибших для вечности колен.
Ефрем
Мы выше приводили библейский текст о том, что младший сын Иосифа Ефрем был поставлен выше старшего: первородство Манассии было отдано Ефрему. История этого колена особая: данное колено обладало большими преимуществами в сравнении с другими коленами, было многочисленным, талантливым, деятельным, энергичным, сильным. Мы знаем из Библии многих ярких представителей этого колена — Иисус Навин, Самуил. Но есть и другая сторона характеристики этого колена: ефремляне были известны своей неуживчивостью, спесивостью, злобностью, завистливостью, подозрительностью, стремлением к первенству любой ценой, гордостью. Люди этого колена ради собственного возвышения и удовлетворения своего собственного тщеславия были готовы на обман, преступление, жестокость. Именно ефремляне пригрозили Иеффаю сжечь его дом за то, что лавры победы им не достались (Суд. 12:1).
Типичным представителем ефремлян был царь Иеровоам (3 Царств 11:26, 38; 12 глава), который ввел Израиль в идолопоклонство. Современные «ефремляне» также отличаются идолопоклонством, которым сегодня являются деньги, престижная должность, бизнес, и, конечно, самый распространенный и излюбленный вид идолопоклонства — поклонение самим себе, своему «Я», своему авторитету, силе, своим знаниям и талантам. В переводе имя Ефрем означает «двойной» или «двоякий» плод. «Двойной» — ярко характеризует многочисленность данного колена — и фактическую, ибо их было очень много в древние времена, и в другом смысле: «…хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется…» (Рим. 9:27) — очень много людей погибнет для вечности с характером, подобным Ефрему, для исправления которого они ничего не сделали. Значение «двоякий» обозначает наличие в этих людях множества как положительных,
так и отрицательных качеств, и если они не осознают опасности, в которой находятся и не приложат усилий с Божьей помощью в исправлении своих отрицательных черт, то погибнут навсегда и в Город не войдут. Ни на одних воротах Города не будет написано имя Ефрема, потому что люди с таким характером позволили эгоизму, самолюбию, тщеславию, гордости взять верх и победить в себе духовное начало. Сегодня, к сожалению, очень много «ефремлян», в том числе и в христианстве, людей, которые полагаются на свои знания и таланты, свою святость и праведность, свою многочисленность и авторитет, но не на Бога. Этот характер дает о себе знать во всех сферах жизни, как в миру, так и в церкви: ефремлян легко узнать, ибо они очень падки на лесть, похвалу и очень болезненно реагируют, если их не заметили, обошли, не выбрали, не отметили, не удостоили особой похвалой или наградой. Ефремляне, как и в далеком прошлом,
так и сегодня оставили Божий путь и смешались с окружающим миром греха, порока, заблуждений, и перестали являться народом Божьим, хотя формально могут продолжать оставаться членами церкви и даже принимать участие в служении. Есть ли надежда для людей с характером Ефрема или путь спасения для них закрыт навсегда? Да, есть! И таким путем для Ефрема является только Иисус Христос, ибо только с Его помощью можно победить в себе гордость и проявить стойкость и мужество в вере и уповании на Бога. И если современные «ефремляне» пойдут Христовым путем, то они смогут обрести спасение и войдут в Город через ворота с именем Иосифа, который проявил удивительные стойкость и мужество, находясь в одиночестве среди враждебного языческого мира, в окружении развращенных жестоких людей, оторванный от народа Божьего, но сохраняя верность и не отступая от Господа ни на шаг.
Дан
«Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля. Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49:16-17). Как мы уже говорили выше, царь Иеровоам из колена Ефремова из опасения, что израильтяне и иудеи объединятся, сделал двух идолов, которых установил в колене Ефремовом (Вефиле) и колене Дановом (в Дане), в результате чего служение истинному Богу заменили лжерелигией, и оба колена потеряли связь с Богом. О сыне Иакова и Валлы — Дане, как о личности, нам ничего не известно. Перед смертью Иаков пророческим взором видел судьбу целого колена. В переводе имя Дан означает «судья», и действительно, представителям этого колена было доверено судейство в народе Божьем. Почетное служение судьи было и очень ответственным, ибо судьи должны были являть характер Божий, быть
представителями Бога и олицетворением Его справедливости. Колено Дана, как и колено Иуды получило особое преимущество среди других колен: «Не отойдет скипетр от Иуды…» — царским было колено Иуды, а колено Дана — судейским коленом. Самую ответственную работу в Израиле выполняли также представители этих двух колен — например, при постройке скинии во главе работ был поставлен Веселиил из колена Иудина, а его помощником назначен был Аголиав из колена Данова. Большое преимущество судейства стало для этого колена сетью: соблазном видеть в людях только плохое, высвечивать их отрицательные черты, перестать замечать все доброе и хорошее в других. Вместо Божьей справедливости появилось стремление осуждать, клеветать, жалить, губить. Каков характер змея? Изворотливость, ум, лицемерие, умение подходить исподтишка, наблюдать, внезапно
нападать и жалить, губить. Эти функции взял на себя Дан. В Библии описана одна личность, которая взяла на себя роль судьи и клеветника, личность, цель которой — жалить и губить, вы уже догадались, конечно, что это — дьявол. И все, кто выискивает в людях только недоброе и отрицательное, не замечая доброго и хорошего, кто уязвляет и жалит, выполняют работу сатаны и идут его путем. Именно этим путем и пошел Дан. Это не значит, что людям нельзя указывать на их грехи и недостатки, но делать это следует с любовью, с желанием помочь человеку увидеть самого себя со стороны и исправить свои отрицательные черты характера, с целью спасти человека. Цель же современных Данов та же, что и у дьявола: унизить, оклеветать, отнять всякую надежду на спасение, погубить, и при этом испытать радость и удовлетворение. Итак, подведем итог, какие же черты характера присущи современным
представителям этого колена? Как мы уже упоминали, ум, проницательность, умение разбираться в людях, предприимчивость, злобный жестокий нрав, зависть и ненависть, стремление выискивать в людях недостатки, пороки и смаковать их, склонность к осуждению, желание оклеветать, погубить и уничтожить, и если не физически, то «растоптать», как личность. Именно современные Даны отличаются страстью писать письма, порой анонимные, на своих сослуживцев, соседей, друзей, нередко внешне демонстрируя им свое расположение, цель которых не защита слабых, не ревность за дело Божье, не борьба с несправедливостью, но утверждение своего «Я» и уничтожение другого человека. Современным Данам нужно помнить, что опасностью для них и гибельным путем является сосредоточение своего ума и чувств на пороках и недостатках других людей. Путь спасения для характера Дана —
впрочем, как и для каждого характера, Иисус Христос, только с Его помощью можно приучить себя видеть в людях только хорошее и доброе, избегая говорить об ошибках и недостатках других, и научиться видеть себя в истинном свете — свои грехи, пороки и недостатки, высвечивать их и избавляться от них с помощью Господа. Да поможет нам Господь не судить других, но любить так, как нас любит Бог, не осуждать, но прощать, как Он простил вас и меня, и являть людям красоту Божьего характера, чтобы, видя нас, они прославили Бога. К какому типу характера относится ваш собственный характер? Просите Бога о том, чтобы Он помог вам увидеть самих себя такими, какими Он видит вас, какими вы в действительности являетесь. Да даст Господь вам мудрости и силы, да поможет вам исправить свой характер, чтобы вы могли войти в Город жемчужными воротами, на которых написано имя спасенного колена.
Алексей Опарин


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев