(часть 1)
В книге Откровение написано, что Небесный Иерусалим, столица Божьего Царства, будет иметь двенадцать жемчужных ворот, и: «…на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр. 21:12), и все спасенные будут в Город входить определенными «своими» воротами. О чем это говорит вам и мне? И какое отношение к вам и ко мне имеют сыны Иакова — Израиля? Чтобы ответить на второй вопрос, мы обратимся к Посланию апостола Павла к Галатам 3:27-29: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Итак, мы с вами, какой бы национальности мы ни были, если веруем во Христа, то являемся наследниками Авраама, «его семенем» или, иначе говоря, духовным Израилем. И поэтому, как духовные наследники Авраама, принадлежим к тому или иному колену его наследников по плоти — к одному из сыновей Иакова.
Теперь остается определить, к какому именно колену сыновей Иакова мы с вами принадлежим, и самое главное, как это сделать? Есть ли какой-то тест, позволяющий это определить? Да, такой тест или признак существует: им является характер, который имеете вы и я. Именно наш характер определит нашу вечную участь, а именно: будем ли мы спасены или погибнем. И именно характер мы только и сможем «взять» в Небесное Царство, а это значит, что самое главное, к чему следует стремиться здесь, на земле — это к исправлению и совершенствованию своего характера. Седьмая глава книги Откровение нам раскрывает, что 12 колен Израилевых будут среди спасенных, и среди них — мы, если будем удостоены спасения. Итак, вы сможете с Божьей помощью определить, на характер какого из сыновей Иакова похож ваш собственный характер, и если вы имеете отрицательные его черты, то вы сможете получить совет, записанный в Библии, как исправить их, пока еще есть время. В 49 главе книги Бытие Иаков перед смертью дает характеристику
каждому своему сыну, выступая как пророк Божий, и не только сыновьям, но и коленам, которые произойдут от них, а значит, и духовным коленам, то есть, нам с вами. Двенадцать типов характеров будут иметь все спасенные, и два типа характера будут иметь те, кто не сможет войти в Царство Божие, те, которые погибнут в конце истории земли. И прежде, чем дать краткую характеристику каждому характеру, базируясь на книге Бытие, мы определим, сколько колен имело «семя Авраамово» — сыновья Иакова. В 29 и 30 главах книги Бытие перечисляются сыновья Иакова от четырех его жен: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон (от Лии); Дан, Неффалим (от Валлы); Гад, Асир (от Зелфы); Иосиф, Вениамин (от Рахили). Итак, 12 сыновей — родоначальников 12-ти колен израилевых. Но это еще не все сыновья Иакова: «…Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих: Манассию и Ефрема… И сказал Иаков Иосифу: …два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет,
мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои. Дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои. Они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе» (Быт. 48:1-6). Итак, еще двух сыновей Иосифа Иаков причисляет к своим сыновьям и выделяет им уделы как своим собственным детям. Итого, четырнадцать сыновей, а значит, и 14 колен! Но в Небесный Иерусалим войдут только 12 колен, по имени 12-ти сыновей. Что же будет с двумя другими коленами? Ответ: к сожалению, они погибнут для вечности и среди спасенных их не будет. И причина этому — их характер, который закроет им доступ в Небесное Царство. В 7 главе книги Откровение перечислены колена по именам сыновей Иакова, которые наследуют спасение: Иуда, Рувим, Гад, Асир, Неффалим, Манассия, Симеон, Левий, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин. Два имени отсутствуют в перечне спасенных: Дан и Ефрем. Итак, все те, кто имеет характер Дана и Ефрема, погибнут. А теперь мы кратко остановимся на особенностях характеров спасенных и погибших колен.
Рувим
«Рувим, первенец мой! Ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества. Но ты бушевал, как вода, не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел на ложе отца твоего; ты осквернил постель мою…» (Быт. 49:3-4). Первородство в Израиле имело ряд преимуществ, и было высокой честью: первородный сын имел право на двойную часть отцовского наследства по сравнению с другими детьми, кроме, того, честь быть священником в роду отца принадлежала также ему, и, наконец, по обетованию Божьему из колена первородного сына Иакова должен был произойти Спаситель Христос. Всеми этими преимуществами должен был обладать старший сын Иакова — Рувим. И в личности этого сына Иакова мы видим много привлекательных качеств: именно Рувим защищал Иосифа, когда братья намеревались его убить, и он собирался тайно от них возвратить его отцу,
и это намерение его было искренним — он был в неподдельном отчаянии и горе, когда увидел, что Иосиф продан мадианитянам в его отсутствие. Мы видим на страницах книги Бытие, что он заботливо относился к матери — принес ей прекрасные мандрагоры. Но характер Рувима имел отрицательные черты и пороки — моральную и нравственную неустойчивость, неумение владеть собой: в отсутствии отца он «взошел на его ложе», он допустил отвратительный грех прелюбодеяния с наложницей отца Валлой, матерью его сводных братьев. Кроме того, Рувим обладал крайней непрактичностью, и в серьезных делах ему нельзя было доверять: Иаков не поверил Рувиму, когда тот дал слово, что с Вениамином в земле египетской ничего не случится, и не мог доверить ему своего самого младшего сына. Характер Рувима передался и его колену:
«В племенах Рувимовых большое разногласие» (Суд. 5:15). Если кратко дать характеристику характера Рувима и сегодняшних людей, которые войдут в Город через ворота с его именем, то можно сказать, что это люди, несомненно, добрые, сострадательные, внимательные, любящие, искренние, но наряду с этим — нерешительные, непринципиальные, не практичные, не умеющие и под час не желающие сдерживать свои страсти и порывы, «бушующие, как вода», люди, у которых нередко чувства берут верх над разумом. И все же, несмотря на эти пороки, Рувим и люди его характера — в числе спасенных, и имя прелюбодея Рувима написано на воротах города. Какой же путь для исправления этого типа характера? Прежде всего — покаяние и смирение: Рувим потерял права первородства, которые были разделены между другими детьми Иакова: Иосифом (его детьми),
Левием (священство), и Иудой (именно из его колена произошел Христос). Что же касается Рувима, то он безропотно подчинился такому решению и не пытался оспорить свои права как старшего сына. Представители его колена не претендовали на царский скипетр, они безропотно помогли воцариться Давиду, который был из колена Иудина. Итак, люди с характером, подобным Рувиму, осознают свои грехи, и не будут стремиться любыми путями к первенству, они смогут одержать самую сложную победу, какая только возможна на земле — над своим «Я». Многие не смогут побороть в себе отрицательные черты и погибнут, но люди, наследующие спасение вместе с Рувимом смогут смириться и победить свою самонадеянность и страсти. И Бог непременно поможет в этом стремлении всем тем, кто, подобно Рувиму, видит, что стоит на гибельном пути.
Симеон и Левий
«Симеон и Левий — братья, орудия жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток; и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле» (Быт. 49:5-7). В приведенном тексте не отмечено ни одно положительное качество Симеона и Левия. В 34 главе книги Бытие мы читали о страшном преступлении, что совершили эти два брата: они отомстили жесточайшим образом за позор своей сестры Дины всему городу Сихему, истребив все его мужское население — ни в чем неповинных перед ними людей. И вдвойне тяжким это преступление делает то, что они совершили его ни в минутном порыве ярости, но заранее все обдумав и спланировав, и более того, к жителям Сихема они подошли с лукавым коварством, пообещав свою дружбу и готовность породниться с ними, и совершили злодеяние, когда население города
было совершенно беззащитно перед ними, ибо «были в болезни…». В приведенном тексте мы читаем приговор Симеону и Левию, но, однако, они — в числе спасенных и их имена — на воротах города. Коварные мстительные злодеи — и вдруг спасены! Их колена действительно впоследствии были разделены и рассеяны среди других колен Израилевых. Если суммировать особенности их характеров, очень похожих, ибо они дружны были между собой, то можно сказать, что они, как и люди с подобными характерами, были очень гордыми людьми — не могли стерпеть обиды, легко вынимали мечи и орудовали ими — с легкостью расправлялись с обидчиками, не оставляя им никакого шанса. Сегодня люди с такими типами характеров тоже легко расправляются с неугодными — порой и физически, но чаще всего языком, словно острой бритвой, убивают противников. К этим типам характеров относятся и те, кто коварно, «за глаза», задумывает утонченную месть, а «в глаза» — улыбаются и раздают лестные обещания.
Люди мужественные, решительные — но жестокие и коварные. Именно Симеон предложил убить Иосифа, и вот он — среди спасенных! Почему? Каким образом? Симеон, как и Рувим, раскаялся, хотя шел к покаянию мучительно и долго. Подобный характер имел разбойник на кресте, который висел рядом со Христом: в последние мгновения своей жизни он понял, каким он является грешником, и что надежда на спасение — только во Христе! И люди, подобные Симеону, придут ко Христу быть может в последние мгновения своей жизни, оставив за спиной искалеченную свою жизнь и жизнь своих близких. Каков же путь спасения Симеона и людей, подобных ему? Колено Симеона получило удел среди сынов Иуды — людей с сильным характером и духовных. В этом спасение для Симеона — не отчаиваться, полагаться на Христа, помнить, что каким бы темным ни было прошлое у человека, Господь его любит и желает спасти, и, кроме того, стремиться выбирать друзей
среди людей духовных, с твердыми моральными и нравственными устоями. Что же касается людей с характером, подобным Левию, то они очень похожи на характер Симеона, поэтому Иаков одновременно упоминает обоих братьев. Но и Левий — среди спасенных, и более того, левиты, его потомки, были священниками в Израиле. В книге Исход описана история, когда Моисей долгое время был наедине с Богом, народ отступил от Господа, сделал тельца и поклонялся ему. И когда «…Моисей… сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32:26). Левиты отстаивали теперь уж не свою, но Божью честь и Божье дело, за это они и удостоились быть священниками, и были разделены по коленам, в которых учили народ на правах священников. Путь спасения для Левия и людей с подобным типом характера — ревновать не за себя, а за других, защищать дело Божье, помогать отступившим, победить в себе лицеприятие, самолюбие, наклонность к лукавству и лести.
Иуда
(не путать с Иудой — предателем Христа!) «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов…» (Быт. 49:8-12). Каким же был Иуда, и каковы те, кто войдет в Город через ворота с его именем? Следует отметить практичность и прагматичность Иуды: его уважали в семье, к его мнению прислушивались. Именно Иуда предложил не убивать Иосифа, но продать в рабство — и предложение было принято. Спустя много лет опять-таки Иуда пообещал Иакову сохранить Вениамина, и отец согласился именно под ответственность Иуды, а не какого-либо другого своего сына отправить в Египет младшего брата Иосифа. Но вместе с тем мы видим
и отрицательные черты в этом характере: равнодушие и жестокость по отношению к Иосифу, желание поступать по желанию своих очей — женитьба на хананеянке, против чего предостерегал Бог, неблаговидная история с Фамарью (38 глава). Какие же черты в совокупности олицетворяет характер Иуды и его колена? Решительность, смелость, сила характера, выносливость, принципиальность, честность («…она правее меня…» (Быт. 38:26) — перед всеми нелегко признавать свои ошибки и грехи, а Иуда умел это делать), рассудительность, практичность, готовность страдать за другого (Иуда себя вместо Вениамина предложил в рабство в Египте), верность данному слову, глубокое раскаяние, но вместе с тем — горячность, потеря самоконтроля. Какой же путь спасения для Иуды? Не терять самоконтроля и рассудительности, проявлять верность, честность и порядочность в малом, то есть, в повседневной жизни, отдать жизнь в руки Христа.
Иссахар
«Иссахар осел крепкий, лежащий между потоками вод. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт. 49:14-15). Мы ничего не знаем о личности самого Иссахара, и можем сделать вывод об особенностях его характера на основании характеристики его колена и пророчества Иакова. Сравнение с ослом позволяет сделать вывод о выносливости, трудолюбии, терпении, миролюбии, силе, но вместе с тем и упрямстве, желании быть в покое, а если и работать — то в ожидании награды. Из контекста Библии мы видим, что люди этого типа характера — разумные, рассудительные, ответственные, люди, для которых прежде всего — исполнение долга (1 Пар. 12:32; 4 кн. Царств 4:8; кн. Судей 10 глава), но под час с опасностью облениться и слишком рассчитывать на награду. Путь спасения для людей с типом характера Иссахара — осознание своего долга и ответственности в семье, на работе, в духовной жизни, с помощью Иисуса Христа.
Завулон
«Завулон при береге морском будет жить, и у пристани корабельной, и предел его до Сидона» (Быт. 49:13). О личности самого Завулона мы также ничего не знаем, и только на основании храктеристики его колена можем сделать вывод о типе его характера. Завулон — это миссионер, Бог ему поручил приводить людей ко Христу, открывать им план спасения, поэтому живет он в гуще людей, постоянно имеет возможность встречаться с новыми людьми. Каждый тип характера Бог желает исправить и подготовить к спасению, и, кроме того, каждому, с учетом его особенностей, поручает определенное служение. Служение Завулона — опасное, нередко сопряженное с риском, но и почетное. Недаром людей подобного характера сравнивают с рыбаками и рудокопами (Иов 28:10-11): с одной стороны, это бескорыстные люди,
которые находят клад и передают его другим, а с другой стороны имеется соблазн утаить клад и успех в работе приписать себе. Слово Божье — это бесценный клад, дающий спасение, но миссионеру важно помнить, что прежде всего через него работает Бог, и честь и слава успешной работы принадлежит прежде всего Богу. Отрицательные черты этого типа характера мы можем нередко наблюдать и сегодня: это религиозный фанатизм и духовная гордость, само-праведность. Путь спасения для Завулона — исполнять вверенное ему служение, отдавая честь и славу Богу, а не приписывая ее себе, а также, сотрудничество с другими ради общего дела, которое наполнит их жизнь радостью, по примеру сотрудничества Завулона и Иссахара: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих» (Втор. 33:18).
Алексей Опарин
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев