Земля Гесем
Местом жительства евреев в Египте Библия называет землю Гесем, что находит сегодня полное подтверждение. «Апепи, царь гиксов, отождествляется с фараоном Иосифа. Апепи побуждал евреев и другие союзные племена заселять плодородную землю Гешень» 1]. Французский египтолог Пьер Монтэ в книге «Египет и Библия» пишет: «Иаков поселился в земле Гесем, лежавшей к востоку от дельты Нила. Иосиф, будучи наместником фараона, жил, разумеется, рядом со своим владыкой в столице. Иосиф обещает отцу, что поселит его в земле Гесем и, стало быть, поблизости от себя. Отсюда сам собой напрашивается вывод, что столица, в которой жил Иосиф, должна была находиться на небольшом расстоянии от земли Гесем, то есть в самой дельте. Ею ни в коей мере не могли быть Мемфис, Фивы или Фаюм. Они лежали слишком далеко от Гесема. Все приведенные обстоятельства служат нам как бы путевыми столбами, стрелки которых дружно направлены в сторону Авариса, столицы гиксосов. Мы теперь знаем, что Аварис лежал в дельте Нила» 2]. Именно благодаря косвенным сведениям, содержащимся в Библии, археологам удалось найти столицу гиксосов, которой и был, как выяснилось, Аварис. Что именно этот город был во времена Иосифа столицей, не вызывает теперь ни у кого сомнения. «…Своей столицей гиксосы сделали Аварис, на самом востоке египетской дельты…» 3]. «Административным центром стал Аварис в восточной части Дельты, превращенный гиксосами в мощную крепость» 4].
В стране на Ниле
Одним из самых дискутируемых вопросов в библейской критике был вопрос о пребывании евреев в Египте, его датировке и продолжительности. Во многих книгах советского периода сам факт пребывания иудеев в стране на Ниле полностью опровергался. Рассказ же об Иосифе, ставшем первым министром фараона вообще рассматривался как наивная сказка. Библейские сообщения о египетских обычаях просто высмеивались как антинаучные 5]. Однако с развитием науки, получением новых фактов и археологических находок даже жесткая атеистическая цензура, господствовавшая повсеместно в науке, не могла уже отрицать или же просто замалчивать общеизвестные факты. И поэтому вначале очерка, посвященного пребыванию евреев в Египте, мы по нашей традиции предоставим слово атеистическому исследователю З. Косидовскому, который, в частности, писал: «В библейском сказании
поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев… Следует еще добавить, что сказание об Иосифе дает четкое представление о египетской топографии. Сообщаемые подробности позволяют легко ориентироваться в расположении земли Гесем и по косвенным признакам установить, в какой именно столице жил Иосиф. Короче говоря, материал, из которого построена египетская декорация, полностью выдержал экзамен современных научных исследований… В данном обстоятельстве мы находим подтверждение того факта, что какая-то ветвь евреев — возможно, это и был род Иакова — действительно поселилась в дельте Нила, на плодородной Гесем. Не исключено даже, что библейское сказание является отголоском исторического события, и один из евреев, по имени Иосиф, действительно достиг высокого положения при дворе фараона… Но если так оно и было, то почему нет ни одного упоминания
об Иосифе в египетских хрониках? … Такого рода пробел в египетской историографии казался подозрительным и возбуждал сомнения в реальности фигуры Иосифа. Нельзя, однако, забывать об очень важной вещи. Гиксосы (семитское племя, покорившее в 17 веке до Р. Хр. Египет — прим. А. О.) вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожали все, что напоминало о периоде их власти. Даже летописцы обходят молчанием период гиксосской оккупации. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до Р. Хр. и возобновляются только после 1580 года до Р. Хр. Одной из жертв этого вымазывания ста пятидесяти лет истории пал также Иосиф…» 6]. Период гиксосской оккупации считается одним из самых загадочных и противоречивых в истории Египта 7]. Все, что было связано с гиксосами, хотя бы и косвенно, подлежало полному уничтожению 8]. По данным библейской хронологии пребывание евреев в Египте длилось с 1706 г. до Р. Хр.
по 1449 г. до Р. Хр., что совпадает с данными науки о периоде господства гиксосов Египте, а также времени разрушения израильтянами хананейских царств по своем выходе из Египта 9]. Однако вследствие уничтожения египетских источников гиксосского периода детали пребывания евреев в Египте остаются не изученными. На сегодняшний день есть много интересных фактов, касающихся этого вопроса. Так, к примеру, многие ученые полагают, что найдена пирамида Иосифа с пустым саркофагом (согласно Библии, при Исходе евреев из Египта они забрали останки Иосифа и перезахоронили их в Палестине по его завещанию). Однако этот, безусловно, заслуживающий внимания факт остается на сегодняшний день все же до конца не доказанным. И поэтому в своем археологическом комментарии мы будем опираться только на те факты пребывания евреев в Египте, которые даже не отрицались атеистически настроенными учеными:
1. пребывание евреев в Египте около 18-16 веков до Р. Хр.;
2. точность в описании египетских обычаев, приведенных в книге Бытие;
3. пребывание евреев именно в земле Гесем;
4. Иосиф — ближайший советник фараона;
5. строительство евреями египетских городов Пифома и Раамсеса;
6. исход иудеев из Египта в 15 веке до Р. Хр.
Перстень фараона
«В библейском сказании поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев» 10]. Остановимся на деталях. Так, книга Бытие подчеркивает, что Иосиф остригся, прежде чем он предстал пред фараоном. Эта, казалось бы, несущественная деталь весьма красноречива, так как говорит о глубоком знании автора Бытия египетских обычаев, ибо в Древнем Египте никому не разрешалось носить бороду, эта привилегия принадлежала одному фараону. Иосиф, как и все семиты, вероятно, носил бороду, и поэтому остригся, как того требовал придворный этикет. Так же обстоит дело и с возведением Иосифа на должность правителя. С торжественной церемонией возведения в должность, существовавшей в Древнем Египте, нас, помимо библейского описания, красочно знакомят картины в гробницах фараонов и вельмож. Каждый новый вельможа получал из рук фараона почетные дары, драгоценную цепь на шею, дорогую одежду, перстень и жену знатного рода (этим и объясняется женитьба Иосифа на знатной египтянке).
Во время торжественных выездов и религиозных шествий наместник фараона занимал одну из позолоченных колесниц и ехал сразу же за колесницей фараона. Обычай пользоваться лошадьми египтяне заимствовали у гиксосов, и этот церемониал сохранялся в Египте вплоть до римского владычества 11]. Более подробно церемониал возведения вельможи в должность или получения им награды можно найти в описании крупнейшего египтолога, профессора Пьера Монтэ в его книге «Египет Рамзесов» 12]. Об обычаях брить бороду, а так же о привилегии фараона ее иметь, сообщается в книге известного немецкого историка, профессора Г. Вейса (1822-1897): «…фараоны предоставили себе право украшать свой подбородок или сплетенным в косу и застегнутым пучком волос, или более или менее широкой бородой особой формы» 13]. Обычай египтян бальзамировать тела умерших, упоминаемый в книге Бытие 50:2, так же сегодня полностью подтвержден исторической наукой и не нуждается в особом комментарии.
Иосиф — правая рука фараона
В предыдущем очерке мы увидели, что история полностью подтвердила библейские описания египетских обрядов и правил, которые сопровождали возвышение Иосифа и его жизнь в Египте. Но помимо этого, древние хроники оставили нам и прямое указание на сына Иакова, как на историческую личность: «Фараону в одинаковой мере понравилось остроумие Иосифа как в изложении сновидений, так и в сообщении такого совета, и он поручил ему все это дело, разрешив ему поступать по своему собственному усмотрению, как он найдет наиболее целесообразным не только для массы египетского народа, но и для самого царя… Иосифу тогда минуло ровно тридцать лет, он пользовался теперь со стороны царя всяческими почестями…» 14]. Выше И. Флавий передает историю Иосифа почти идентично тому, как она изложена в Библии 15], но прямые сообщения об Иосифе сохранили и древние египтяне. Во-первых, история Иосифа и жены Потифара
изложена в египетском рассказе «Сказание о двух братьях», написанном на папирусе Орбини. Содержание древней египетской истории поразительно схоже с библейской 16]. Еще один древний памятник упоминает об Иосифе: «…правил в Египте четвертый царь из династии Пастухов (Гиксосы), имя которому было Апапус. И правил он четырнадцать лет. И был этот царь, видевший сны и сделавший Иосифа правителем, согласно написанному халдеями, и кажется, что царей этих звали пастухами от их братства с Иосифом» 17]. Но не только в исторических документах сохранилось упоминание об Иосифе. В географических названиях страны пирамид тоже фигурирует это имя: «…на Ниле есть место, которое до сих пор носит имя Иосифа. Поселение Мединет-эль-Фаюм, лежащее в восьмидесяти милях южнее Каира, в центре плодородной Фаюмской долины, считалось египетской Венецией… восхитительными фруктами Фаюм
был обязан искусственному каналу более двухсот миль длиной, по которому поступала вода из Нила, превращавшая эту пустынную область в рай. Древний канал и сегодня называют «Бахр Юсуф» (канал Иосифа), причем не только феллахи: он известен под этим названием повсюду в Египте. Люди утверждают, будто бы он построен библейским Иосифом — «великим визирем фараона», как называют его арабские легенды» 18]. Сохранились и руины зернохранилищ, построенных в 17 веке до Р. Хр. и единодушно приписываемых историей Иосифу. В 1912 году крупнейшим британским археологом, доктором Флиндерси Питри (1853-1942) в ходе раскопок Она (Илиополь) были обнаружены развалины дворца. Последующие раскопки позволили Питри заявить, что данные развалины принадлежат дворцу Иосифа! 19] Некоторые читатели Библии не верят столь быстрой карьере Иосифа в Египте. На это мы можем привести примеры того,
как такие же «чужаки» до и после Иосифа занимали его положение в стране на Ниле. Так, в Тель-эль-Амарне (бывшей столицей Египта в 14 веке до Р. Хр.) был обнаружен саркофаг вельможи, состоящего на службе у фараона Аменхотепа Четвертого Эхнатона. Имя вельможи — Нехем, и он был, как установлено, азиатом, а визирь этого фараона принадлежал к семитской расе 20]. Один из египетских папирусов рассказывает о головокружительной карьере сирийца Ирсу, занимавшего два года с 1202 по 1200 гг. до Р. Хр. трон фараона 21]. «Как мы можем судить по приведенным фактам, в головокружительной карьере Иосифа не было ничего невероятного», вынужденно делает вывод атеист З. Косидовский 22]. Так что, несмотря на целенаправленное уничтожение фараонами 18 династии всего связанного с гиксосами и их временем, история оставила нам красноречивые данные, говорящие о реальном существовании Иосифа — правой руки фараона.
Чаша для гадания
Исследуя 44-ю главу книги Бытие, многие недоумевают, перечитывая вновь и вновь 5 текст, где говорится о том, что у Иосифа была чаша для гадания. После прочтения этих строк напрашиваются два вывода: либо у Иосифа действительно была такая чаша, либо правитель Египта сказал неправду начальнику своего дома. Но оба вывода неприемлемы, ибо, во-первых, Иосиф, доверявший всю свою жизнь Богу, просто не мог солгать, во-вторых, по той же причине не мог заниматься тем, что было мерзостью в глазах Божьих, так как Бог сказал: «Не должен находиться у тебя… гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:10-12). В чем же дело? Как понять наличие чаши для гадания у Иосифа? И тут на помощь приходят археологические находки и исторические хроники, в процессе исследования которых было обнаружено,
что в древности и в средние века у мало-мальски значимого властителя была чаша, сделанная из особого сплава металлов, из которой правитель пил. Пил именно из особой чаши потому, что металл, из которого она была сделана, реагировал на присутствие яда, если его подсыпали в питье, изменяя свой цвет. Отравления в те времена были весьма частым явлением, к которому прибегали в политической борьбе, да и просто из зависти к успеху другого, и поэтому подобные чаши, специально изготовленные, пользовались большим спросом и были редкостью. В разные времена такие чаши назывались по-разному, так, в Древнем Египте она называлась чашей для гадания, иными словами, для определения наличия яда в питье. И вот именно такую чашу, которая была у Иосифа как высокого должностного лица, и подложили в мешок Вениамину, как повод для того, чтобы вернуть братьев. Сегодня подобные старинные чаши представлены для обозрения во многих музеях мира.
Свидетельство египетского губернатора
Библейские сообщения о голоде во времена Иосифа также находят историческое подтверждение. Так в ходе исследований египетских гробниц было обнаружено захоронение губернатора Бабы города Эль-Каб, относящееся ко времени гиксосского владычества. На стенах этой гробницы была обнаружена следующая надпись от лица Бабы: «Я собрал пшеницу, будучи другом бога урожая. И когда наступил голод, продолжавшийся многие годы, я раздавал пшеницу жителям города во все годы голода» 23]. Профессор Генрих Карл Бругш (1827-1894) был выдающимся египтологом. Именно он открыл гробницы таких фараонов, как Аменхотеп Первый, Тутмос Третий, Сети Первый, Рамзес Второй Великий и др. 24]. В ходе проведенных исследований доктор Бругш говорит о прямой связи известий, содержащихся в гробнице сановника Бабы и событиями, описанными в истории Иосифа в книге Бытие 25].
Алексей Опарин
______________________________________
1. Андерсен Р., История вымерших цивилизаций Востока - М., 1898.
2. Монтэ П., Египет Рамзесов, Смоленск, Русич, 2000.
3. Всемирная история в 24 т., Минск, Литература, 1996, т. 2, с. 85.
4. История древнего Востока, под ред. В. Кузищина, М., 1988.
5. Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965, с. 102-108.
6. Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 107-108.
7. История Востока, М., Восточная литература, РАН, 1997, т. 1, с. 175.
8. Там же, с. 122-123.
9. Опарин А. А. Древний мир и Библейская хронология, Харьков, Факт, 1998; Albright W. F. The archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969.
10. Косидовский, указ. соч., с. 167.
11. Косидовский, указ. соч., с. 107.
12. Монтэ П., Египет Рамзесов, Смоленск, Русич, 2000, с. 239-246.
13. История цивилизации в 3 т., М., Эксмо-Пресс, 1998, т. 1, с. 32.
14. И. Флавий, Иудейские древности в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 1, кн. 2, глава 1, 5, 6, 7, с. 73.
15. Там же, с. 63-73.
16. Текст «Сказания о двух братьях» см. в Хрестоматии истории Древнего Востока и в любой Хрестоматии по литературе Древнего Египта, а также, в книге Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 100-101.
17. Ed. Bruns, p. 14; ed Bedjan, p. 13.
18. Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 106.
19. Petrie Flinders. Seventy Years in Arhaeology, New York: Henry Holt, 1932.
20. Косидовский, указ. соч., с. 104.
21. Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. Коростовцева М. А., Кацнельсона И. С., Кузищина В. И., М., Высшая школа, 1980, с. 111.
22. Косидовский. Указ. соч. с. 104.
23. Бругш Г. К. Египет под фараонами, Спб, 1880.
24. Египет: земля фараонов. Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации, М., Терра, 1997, с. 22-23.
25. Бругш Г. К. Египет под фараонами, Спб, 1880.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев