Колодец рабства
Как свидетельствует история, карьера крупных политических деятелей начиналась по-разному. Так, будущий премьер-министр Египта Иосиф начал свое восхождение со дна пересохшего колодца в Дофане. Там же, окруженный древними стенами колодца, он встал и на свой духовный путь преобразования характера и доверия Богу. И поэтому сегодня история знает Иосифа не только как мудрого политика Египта, но и как одного из патриархов Божьего народа. А начиналось все в Дофане… Будущая история Палестины на долгие годы похоронила в своих волнах это место. Оно было обнаружено лишь в 19 веке ученым и путешественником Робинсоном в 20 км к северу от Сихема. В древности через него проходил караванный путь из Сирии в Египет, по которому и шли мадиамские купцы. Однако систематические раскопки холма Дофан (что в переводе значит колодец) были предприняты почти через 100 лет. В ходе их было обнаружено, что холм содержит в себе 11 следующих культурных слоев (перечисление идет сверху вниз, так, как их обнаруживали археологи):
1 слой — эллинистическое время 300-60 гг. до Р. Хр.
2 слой — железный век 2-ой, 900-600 гг. до Р. Хр., время Илии, Елисея.
3 слой — железный век 1-ый, 1200-900 гг. до Р. Хр., время судей, Саула, Соломона.
4 слой — поздний бронзовый век, 1550-200 гг. до Р. Хр., время Моисея, Иисуса Навина.
5 слой — средний бронзовый век 2-ой, 1900-1550 до Р. Хр., время патриархов Иакова, Иосифа.
6 слой — средний бронзовый век 1-ый, 2100-1900 гг. до Р. Хр., время Авраама, Исаака.
7-11 слои — ранний бронзовый век, 3200-2100 гг. до Р. Хр., время от Сима до Фарры.
В каждом из этих слоев были обнаружены многочисленные предметы быта, в числе которых были посуда, оружие времен продажи Иосифа в рабство 1]. Был обнаружен и ров, где молил о пощаде своих братьев Иосиф. История древних времен взглянула на наши лица, обретя вполне осязаемые контуры.
Мадиамские купцы
Тридцать седьмая глава книги Бытие заканчивается грустной историей продажи семнадцатилетнего Иосифа мадиамским купцам, направляющимся в Египет. Мадианитяне не только жили невдалеке от Израиля, торговали с ним, но и были его близкими родственниками, ибо вели свой род так же от Авраама и его жены Хеттуры (Быт. 25:2-6). Главной статьей их дохода была торговля и добыча медной руды. Недаром в Библии их иногда называют кенеями, что обозначает «принадлежащие к медникам». Американский профессор Нельсон Глюк, проводивший раскопки на землях древнего Мадиама, обнаружил не только горы, действительно богатые медью, но и сами рудники давно исчезнувшего народа. Моисей 40 лет жил в Мадиамской пустыне и взял себе жену из этого народа. По имеющимся в Библии свидетельствам (Быт. 2:16) известно, что у части этого народа сохранялась вера в истинного Бога, по крайней мере, в местности, где жил тесть Моисея Иофор. И в ходе раскопок было найдено интересное подтверждение этому,
еще не получившее в науке полного объяснения. Археологом Бенно Ротенбергом было найдено мадиамское святилище, весьма похожее на израильское. «Обнаружение святилища — из ряда вон выходящее открытие: ведь еще начиная с 19 века библеисты высказывали сомнения в том, что это святилище, столь подробно описанное в Библии (Исх. 25-31 и 35-39), когда-либо существовало в действительности… ближе к патриархам святилища, описанного в Библии. Оно находилось на месте более древнего египетского места поклонения богине Хатхор. Мадианитяне, вслед за египтянами, разрабатывавшие медные рудники в Тимне, превратили это место в святилище своей собственной религии и покрыли его навесом; Ротенберг обнаружил не только отверстия для шестов, на которые натягивался тент, но даже остатки ткани от навеса. Открытие Ротенберга дало нам принципиальную возможность предполагать, что израильтяне уже в достаточно ранний период располагали святилища… что описано в Библии» 2].
Однако подавляющее большинство мадианитян впало в язычество. Являясь, как и едомляне, моавитяне и аммонитяне родственниками израильтян, жгуче их ненавидели, завидуя их силе и удаче. Они не видели в этом руку Божью, не понимали, что чудеса, явленные Господом при исходе евреев из Египта были результатом верности сыновей Иакова своему Богу. Они считали, что это за счет них возвысился и размножился Израиль. И поэтому совместно с другими языческими народами они строят против них всевозможные планы. Но поражение, нанесенное им Моисеем, привело к резкому ослаблению потомков Хеттуры. Однако они не вынесли опыта из этого и продолжали идти по пути богоотступничества. Около 14 века до Р. Хр. им удается даже покорить Израиль, но это была их последняя победа. Новый израильский судья Гедеон наносит им страшное поражение, после которого этот народ фактически сходит со сцены истории. Мадианитяне не оставили нам ни городов, высеченных в скалах, как едомляне, ни дольменов и башен, как моавитяне и аммонитяне.
Главным памятником этого народа остались величественные Медные горы с остатками шахт, плавилен и шлаковых холмов. Фактически, это все, по чему мы можем изучать историю этого древнего народа. В свое время мадианитяне сделали выбор, отказавшись идти путем своего праотца Авраама и священника Иофора. Результатом этого стало исчезновение народа и… груды медного шлака. Сегодня так же каждый живущий на нашей планете стоит перед выбором, результатом которого может быть вечная жизнь или смерть навеки, навсегда. И более того, наш выбор непременно отразится на участи наших детей, и не только в вечной, но и в этой жизни. Что мы оставим нашему потомству: горестные воспоминания, разрушенное здоровье, сомнения, страхи или счастливую радостную будущность, неомраченную последствиями наших грехов? Это зависит сегодня от каждого из нас, от того выбора, который мы делаем в большом и малом. В следующей статье мы станем свидетелями очень необычного прелюбодеяния.
Алексей Опарин
_________________________________
1. Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 73-74.
2. Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 168-169.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев