Схема автомата MKb.42 и фрагмент барельефа на памятнике Михаилу Калашникову в центре Москвы, 22 сентября 2017 года
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ошибку обещают срочно исправить, но ведь не первый и
даже не второй раз такое происходит. Проблема в том, что для авторов и заказчиков современной «патриотической» продукции историческая память, которую они так пытаются защитить «от пересмотра», по факту часто оказывается пустым звуком.
Внимательные пользователи интернета (в частности — реставратор и
известный блогер Юрий Пашолок) усмотрели в одном из образцов оружия, что украсили постамент памятника, совсем даже не продукт Калашникова, а немецкую автоматическую винтовку MKb.42 (StG 44).
То есть на памятник разработчику советской
оружейной легенды поместили не менее легендарное оружие, бывшее в конце войны на вооружении у фашистской Германии.
Коснпирологи в интернете радостно заулюлюкали: они давно уверяют, что АК-47 не был детищем Калашникова, а был продуктом пленного Хуго
Шмайсера, трудившегося в Ижевске. Как собственно, и немецкая винтовка на постаменте памятника. Версия давняя и грешит известными изъянами (например, тем, что на момент разработки АК Калашников еще в Ижевске не работал), но какое искушение ее вспомнить!
Теперь авторы и заказчики памятника вынуждены спешно оправдываться.
Обещают исправиться: исполнительный директор заказчика монумента
Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов уже заявил, что плиту уберут, мол, произошла ошибка. «Мы хотим поблагодарить
того человека, который заметил этот чертеж, поскольку до сегодняшнего
дня специалистами в устройстве автоматов мы не были. И сейчас мы указали
на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и
собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его
подмастерье что-то напутали», — заявил он агентству «Москва».
Это, конечно, интересное обстоятельство, когда
люди, позиционирующие себя в качестве специалистов по военной истории, говорят, что в оружии они не очень понимают. А в чем тогда понимают, интересно?
Да и скульптор, по идее, должен был некоторое время поработать с
материалом. Он, конечно, тоже может сказать, что не специалист, но
все-таки визуальные образы — это его профессия. А стало быть, если
раньше и не разбирался, то следовало после получения заказа постараться
вникнуть в проблему, хотя бы на том уровне, чтобы не допускать
элементарных ляпов. Или, как минимум, привлечь грамотных экспертов.
На поверку оказалось, что даже к концерну «Калашников» ни заказчики,
ни исполнители вообще не обращались. Теперь вот директор по внешним
коммуникациям концерна София Иванова обещает всяческое содействие
авторам, но оговаривается, что раньше с ними никто и не консультировался при постановке памятника.
Это при том, что автор памятника Калашникову Салават Щербаков со
своими коллегами не первый раз попадает с такую историю. В 2014 году на Белорусском вокзале торжественно открыли памятник «Прощание славянки»,
изображающий сцену прощания девушки с уходящим на фронт солдатом. Еще в процессе открытия внимательные наблюдатели увидели: винтовка у советского солдата — Mauser 98k, которая производилась с 1935 года, опять-таки родом из фашистской Германии.
Вместе с автоматом на памятнике Калашникову
получается уже второй раз, что наводит на подозрения — не идеологические ли диверсанты засели в мастерской или среди заказчиков памятника?
Хотя, если так рассуждать, то у нас в каждом втором государственном
учреждении или условно патриотической организации сидит по несколько
десятков таких вот «специалистов по идеологическим диверсиям».
В Челябинске на День Победы несколько лет назад губернатор поздравлял соотечественников баннерами с изображением танка Т-34. Правда, на фото была изображена подбитая немцами «тридцатьчетверка» с позирующими на ее
фоне солдатами вермахта.
В Чебоксарах и Ухте на билбордах с поздравлениями также красовался
бросающий гранату солдат вермахта. В первом случае его изобразили на фоне почему-то перевернутого российского триколора, во втором дизайнеры
добавили на задник еще и американский (но хоть союзнический) танк
«Шерман» с американскими же пехотинцами рядом с ним.
В Брянске в прошлом году местное отделение партии «Родина» ко Дню
Победы украсило город баннером с изображением истребителя F-15I Ra'am из состава ВВС Израиля (это экспортный вариант американского F-15E Strike
Eagle, которые Израиль закупил в первой половине 90-х). Слоган на
плакате гласил: «Родина всегда права».
Примеры можно множить — в Муроме на поздравительных открытках
городской администрации некие солдаты устанавливали красный флаг. Только картинка была срисована с крайне известной фотографии, не менее легендарной, чем АК-47, американских солдат, устанавливающих
американский флаг на острове Иводзима.
И так далее: креатив
отечественных «патриотических» дизайнеров не знает границ.
Понятно, что, выбирая объяснение этим кейсам между «глупостью» и «изменой», в данном случае мы всегда должны выбрать глупость.
Дизайнер нашел «красивое фото с танком» в интернете, а начальство
увидело красивую картинку и в тонкости творческого процесса решило не вдаваться. Но это не просто глупость.
Проблема в том, что патриотический угар последних
лет никак не подкрепляется реальным просвещением на счет даже самых славных побед.
Вместо исторических фильмов выходят частенько плохо выверенные фейки, на купленные в кредит БМВ владельцы вешают спорные в данном контексте наклейки «Спасибо деду за Победу!» (за победу какого деда и над кем?),
историческую память вытесняет плохо слепленный миф.
Начальство, которое за этот патриотизм как бы отвечает, как
оказывается, далеко не мотивировано ситуацию исправлять. Его задачи
лежат совсем в иной плоскости: показать народную любовь и патриотизм
своим непосредственным руководителям, освоить бюджетные или
околобюджетные средства, продемонстрировать аппаратное рвение.
Задачи эстетического, морального или
просветительского характера с этой парадигме если и присутствуют, то
занимают какие-то далеко не верхние позиции.
Воспитание любви к Родине, пусть зачастую и через мифы, — это
неплохо. Но иногда кажется, что авторам и заказчикам
псевдопатриотических продуктов крайне повезло, что они не выпустили свои «шедевры» году эдак в 1965-м. Тогда еще были в живых большинство фронтовиков, и морду авторам могли набить легко.
Да и с карьерой потом
были бы проблемы: при всех недостатках, глумления над собственной
историей советская система не прощала.
Тем временем Российское военно-историческое общество продолжает
украшать столицу. Как раз в те часы, когда скульптор Щербаков спешил к монументу Калашникова рассматривать немецкую винтовку, в Москве
торжественно открывали советскую часть Аллеи правителей с бронзовыми
бюстами Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко,
Горбачева и Ельцина работы еще одного плодовитого монументалиста Зураба Церетели. Ну, может хотя бы на этих бюстах не обнаружатся немецкая винтовка или американский орден. При таком-то потоковом производстве «патриотических» монументов.
https://www.gazeta.ru/comments/2017/09/22_e_10902134.shtml
Комментарии 37
Другой поставить , на другом месте.
А на этом запечатлеть тех уродов , вместе с мин.культом. И табличку повесить
,,Они позорят нашу страну!,,
Это же не памятник спец.назу.
Зачем автомат в руках?Да еще и чертеж.
Да еще и чужой чертеж!
Как тут не возникнет вопрос о провокации.
Неужели такие долбоделы сидят в министерствах, да и сам скульптор сто раз должен был проверить, а не с интернета скачивать. Просто ужас, что творится!