Самая волшебная «Золушка»! Смотрите классический фильм с Яниной Жеймо:
culture.ru/movies/308
Кинофильм «Золушка» режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро появился на экранах в 1947 году. Тогда, в голодное послевоенное время, людям очень нужна была сказка. И, как сказал о фильме Шапиро, «пасьянс вышел» – картина стала одной из самых успешных в прокате. История о девочке, награжденной за свою доброту и трудолюбие, ассоциировалась с целым поколением, пережившим оборону Сталинграда, ленинградскую блокаду и битву за Москву. Много позже Алексей Герман вспоминал «Золушку» как «нездешнее, невесть откуда и как возникшее, вопреки всему сияющее чудо…»
Фильм действительно создавался «вопреки» времени и обстоятельствам. Актрису на главную роль Надежда Кошеверова встретила в 44-м, возвращаясь из эвакуации. Миниатюрная Янина Жеймо показалась режиссеру очень растерянной и подавленной, несмотря на это, Кошеверова предложила ей сыграть Золушку. В воспоминаниях режиссера ее предложение выглядит как случайность, однако идея снять фильм по мотивам сказки Шарля Перро возникла раньше, и сценарист Евгений Шварц уже говорил о Жеймо как о будущей Золушке, он и написал сценарий к фильму. По одной из версий, первым предложил экранизировать знаменитую сказку известный театральный режиссер и художник Николай Акимов.
И вроде бы история фильма началась хорошо: качественный сценарий, великолепный состав актеров, прекрасные эскизы декораций. Однако в глазах начальства вся съемочная группа выглядела довольно сомнительно, у многих из них были друзья или родственники, неугодные советской власти, а по-детски маленькая Жеймо просто не нравилась Сталину, который считал, что на экранах должны блистать такие красавицы, как Любовь Орлова. Проблемы не заставили себя долго ждать.
Сначала возник вопрос о неуважении к сказке, то есть к литературному материалу Шарля Перро, и от Шварца потребовали переделок. Потом к молодым режиссерам Кошеверовой и Шапиро приставили более опытных коллег. Работать в атмосфере тотального контроля было невозможно, и теперь уже Шварц выдвинул свои требования к кураторам фильма. Сценарист был уверен, что ликвидация «опекунства» ускорит и облегчит производственный процесс.
«Золушка» снималась с сентября по апрель. Фильм сдали в апреле 1947 года, период павильонных съемок пришелся на холода. Павильоны «Ленфильма» в послевоенном городе не отапливались, и Янина Жеймо вспоминала, что на съемках актеры ходили в шерстяных платках и валенках, но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» и «придворные» сбрасывали с себя все теплое и оставались в бальных платьях, сшитых из занавесок и других подручных материалов. Вообще с реквизитом и костюмами было тяжело. Реквизита на «Ленфильме» оставалось мало, что-то принесли из дома актеры, что-то позаимствовали в Мариинском театре. Зато атмосфера на площадке была замечательная.
«Это были сказочные времена. Я буквально купался в огромном человеческом пространстве. Таких замечательных людей я больше никогда не встречал. Каждый из них был индивидуальностью…» – вспоминает исполнитель роли пажа Игорь Клименков.
А вот Янина Жеймо с большой благодарностью вспоминает Эраста Гарина – великолепного сказочного короля. В сцене, когда король подбегает к незнакомке, чтобы поприветствовать ее, король должен был подойти с левой стороны, но Гарин категорически отказывался это делать: «Только с правой!» Никто, кроме Янины Болеславовны, не понял, что происходит. А дело было в самой актрисе: еще в 1939 году во время съемок «Доктора Калюжного» она всегда старалась поворачиваться к камере левым профилем, тактичный Гарин запомнил это и решил помочь Жеймо.
Не обошлось на съемках и без традиционных баек. Так, рассказывают, что фильм чуть не оказался под угрозой из-за потерянного перстня Раневской. Фаина Георгиевна очень расстроилась, не обнаружив своей драгоценности, и заставила всю съемочную группу искать кольцо, и только когда оно было найдено, актриса согласилась сниматься. Что и говорить, Раневская была строга с коллегами, но и к себе относилась не мягче. На протяжении всего съемочного периода Раневская выкладывалась на полную катушку. Актриса сильно похудела, и даже режиссеры просили ее не переутомлять себя. «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», – отвечала неподражаемая Раневская и продолжала работать.
О советской «Золушке» можно говорить бесконечно, сохранилось множество воспоминаний, писем и дневников. У каждого из героев есть своя история, связанная с этим фильмом, однако гораздо важнее то, как приняли этот фильм зрители.
«Невский полон прохожими. Янечка маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает она оглядываться растерянно. И я замечаю, в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная, – вспоминает Евгений Шварц. – Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. «Ножки, ножки какие!» – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой, как зачарованная».
Картина оказалась успешной не только в Советском Союзе. В том же 47-м фильм показали в Финляндии и Австралии, через год во Франции, а затем в Швейцарии и Японии. В 2009 году лента была отреставрирована и коллоризирована. Сбылась мечта создателей, которые очень хотели снять цветную картину. Тогда, в послевоенной стране, ресурсов на это не хватило, и волшебная сказка оказалась черно-белой. И только спустя шестьдесят лет «Золушка» стала такой, какой представляли ее себе художники, режиссеры и актеры, работавшие над этим фильмом.
Комментарии 2