Зимой 1837-го над Шадринском загудел необычный набат. Не по царю и не по архиерею – по опальному поэту, убитому на дуэли. Эта "крамольная" панихида стала первым, но не последним шагом провинциального города, пытавшегося сохранить имя Пушкина вопреки обстоятельствам – от гнева губернатора до революционных бурь и... весенних луж.
Панихида, изменившая судьбу (1837):
История эта дошла до нас лишь в записях семьи Струве, опубликованных краеведом В.П. Бирюковым. Узнав о гибели Пушкина, шадринский городничий Арефьев – не чета гоголевскому Хлестакову – велел отслужить всенародную панихиду в городском соборе. Звон колокола всполошил весь город. Купцы запирали лавки, гадая: "Не царь ли помер?". Панихиду служил сам протопоп со всеми городскими священниками, назвав поэта "боярином Александром" (по дворянскому званию). Торжественность поминовения царского немилостивого поэта стала вызовом. Пермский губернатор вызвал Арефьева на "ковер" и устроил жестокую "накачку". Подавленный городничий вернулся в Шадринск, а весной, спасая тонущих на Исети, схватил воспаление легких и умер. Ирония судьбы: шадринцы отпевали того, кто осмелился публично помянуть Пушкина.
Музей имени Солнца поэзии (1904-1917):
Почти 70 лет спустя память о Пушкине обрела новую форму. В 1904 году Шадринское земство добилось невероятного: Министерство просвещения утвердило устав Педагогического музея им. А.С. Пушкина! (по сведениям историка И.М. Гаева). Это был не мемориальный, а научно-практический центр для учителей. Как писала краевед В.Н. Иовлева, он располагался в здании Волковского училища (угол Пионерской и Володарского) и был призван "способствовать учительскому самообразованию и пропагандировать наглядное обучение". Музей имел серьезный статус:
Комитет управления с хранителем, помощником, завотделами, горожанами и духовенством.
Финансирование: Хранителю платили 360 руб. в год (как учителю с 10-летним стажем!), 300 руб. – на квартиру, 300 – на пополнение фондов.
Правила пользования для частных лиц, утвержденные земством.
Музей рассылал свои издания даже в Казанский учебный округ. Но его век оказался недолог: революция и Гражданская война стерли это просветительское начинание с карты города.
Улица Пушкина: От памяти к лужам (с 1955 г.):
Официальное увековечивание имени пришло лишь в 1955 году – появилась улица Пушкина. Но, как иронично заметил "Шадринский рабочий" в июле 1988-го: "В непогоду улицу Пушкина заливает. Как из автобуса выйдешь, так только по досочкам и кирпичикам до сухого островка и доберёшься". Практические проблемы будней затмили поэтическое название.
История Пушкина в Шадринске – это история памяти, прерванной обстоятельствами. От "крамольной" панихиды смелого городничего, поплатившегося карьерой и жизнью, до передового Педагогического музея, сгинувшего в огне революции, и, наконец, до улицы, где в 1988-м автобусы шлепали по весенним лужам. Каждая эпоха пыталась по-своему – то героически, то бюрократически, то с бытовыми сложностями – связать себя с именем великого поэта. И лишь архивные записи да газетные строчки хранят память о тех временах, когда Шадринск дерзко звонил в колокола по Пушкину.
Нет комментариев