Резьба по дереву – один из старинных русских промыслов. Артели мастеров – плотников, столяров, резчиков – странствовали по городам и весям, создавая шедевры зодчества и украшая жилища и предметы быта искусной резьбой.
Резной декор обильно покрывал не только фасады деревенских изб, но и интерьеры. Нарядные стены и мебель дополняли сундуки, токарная посуда, прялки и, конечно, зеркала в резных рамах.
Зеркало: от страха к роскоши:
Суеверия и запреты: На Руси до конца XVII века зеркала долго не признавали и побаивались. Церковные власти относились к ним настороженно, считая "заморским грехом", и запрещали духовным лицам держать их в домах.
Мистические представления: В народе бытовало множество суеверий. Зеркало считалось дверью между мирами живых и мертвых. Спать перед ним было опасно – верили, что духи потустороннего мира могут унести спящего или "высосать" его энергию.
Признание и статус: Со временем мистический страх уступил место прагматизму. По мере развития производства, требовавшего сложных технологий и привлечения мастеров разных специальностей (резчиков, ювелиров, эмальеров, столяров, фарфористов), зеркало превратилось в предмет роскоши – сложный и трудоемкий в изготовлении.
Зеркало в ХХ веке и наследие мастеров:
К началу XX века зеркала утратили экзотичность, став привычным атрибутом домашнего обихода. Однако искусство их оформления, особенно резными рамами, оставалось ценным.
Коллекция центра "Лад":
В фондах музея традиционного быта центра русской народной культуры «Лад» хранится коллекция зеркал в великолепных деревянных рамах. Мастера виртуозно сочетали различные виды резьбы:
Свободные растительные мотивы.
Геометрические узоры (ромбы, плетенки и др.).
Накладные прорезные элементы.
Точеные детали.
Уникальные экспонаты:
Зеркало от Ивана Прокопьевича Пономарёва (1913 г.р.): Состоит из двух частей. Центральная часть украшена ромбом и ажурными накладными пластинами. В верхней части – небольшая зеркальная вставка и богатый декор из накладных резных элементов с растительным и геометрическим орнаментом.
Зеркало от Нины Степановны Радыгиной: Прямоугольной формы. Фронтон рамы увенчан небольшим зеркальцем и фигурным навершием. Рама богато украшена точеными деталями.
Сохраняя традиции:
В современном мире, на фоне развития новых технологий, традиционные ремесла, включая искусство резьбы по дереву, к сожалению, утрачиваются. Главная задача сегодня – сохранить бесценное наследие мастеров прошлого и поддержать современных хранителей этих традиций.
По информации Центра русской народной культуры «Лад».
Нет комментариев