МАРГАРИТА МАУЛЬТАШ!
Во времена о которых пойдет речь Тироль был самостоятельным государством, хотя по феодальной иерархии подчинялся римским папам (итальянцы расчитывали вернуть себе Тироль после окончания Первой мировой войны, но получили только Южный Тироль).
Последней правительницей независимого Тирольского графства была Маргарита Маульташ (1318-1369), графиня Тироля в 1335—1365 годах.
Маргарита была второй дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307—1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310—1335), и Адельгейды Брауншвейг-Грюбенхаген. В 1330 году одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии.
После смерти своего отца в 1335 году Маргарита осталась последним представителем Горицко-Тирольской династии. В соответствии с договором, заключённым в 1282 году между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом, в случае прекращения мужской линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам. Австрийский герцог Альбрехт II немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха Хорутанского. Согласно австро-баварскому договору 1335 года Каринтия и Южный Тироль отходили к Австрии, а северный Тироль — к Баварии. Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы. Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.
В ноябре 1341 года при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха. Одновременно было объявлено, что супруги не состояли в фактических брачных отношениях. На этом основании император объявил брак недействительным. Маргарита вышла замуж за его старшего сына Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга 10 сентября 1342 года в Мерано. Папская курия настаивала на сохранении брака между Маргаритой и Иоганном Генрихом, и её новое супружество вызвало негодование политического противника Людвига Баварского папы римского Климента VI. Маргарита и её муж были отлучены от церкви, а на Тироль был наложен интердикт.
Скандальные обстоятельства изгнания первого мужа — Маргарита не впустила Иоганна Генриха, вернувшегося с охоты, в замок, в Тироле никто не дал ему убежища, он нашёл приют лишь у патриарха Аквилейского, и новый брак тирольской графини стали широко известны в Европе. Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Марсилий Падуанский написал сочинение, в котором утверждал, что император имеет право давать развод. С другой стороны, папа Климент VI, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе.
В марте 1347 года Карл Люксембургский, брат первого мужа Маргариты, ставший к тому времени императором Священной Римской империи, вторгся в её владения и осадил замок Тироль. Однако Карл так и не сумел взять его и, отступая, преследуемый Людвигом, разорил Мерано и Боцен. Позднее Карл помирился с Людвигом и Маргаритой.
В 1348 году Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывалось кровное родство мужа и жены, Иоганн Генрих также признавал, что брак так и не был осуществлён, но отвергал обвинения в импотенции. Развод был оформлен 21 июля 1349 года. Однако ещё десять лет действовало отлучение от церкви Маргариты и Людвига и столько же не признавался папской курией их супружеский союз. Людвиг V, не желая конфликта с Габсбургами, восстановил мирные отношения с Австрией. При поддержке Альбрехта II, ходатайствовавшего перед папой Иннокентием VI, в 1359 году отлучение было отменено.
В 1361 году Людвиг V скончался и соправителем Маргариты в Тироле стал их сын Мейнхард III.
В 1360-х годах давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось. Австрийский герцог Рудольф IV, которому Карл IV в своей Золотой булле 1356 года отказал в праве быть даже курфюрстом, вёл активную кампанию за усиление влияния Австрии в Европе и расширение её территории. В 1363 году неожиданно скончался Мейнхард III, и графиня Маргарита, уступив австрийскому давлению, передала свои владения Рудольфу IV Габсбургу[9]. Причиной её отречения были указаны «особые обстоятельства» и «слабость женского пола». Бавария пыталась воспрепятствовать установлению австрийской власти над Тиролем и вторглась на территорию графства, однако успех сопутствовал Габсбургам, которые в 1364 году разбили баварцев. В 1369 году Бавария официально отказалась от своих претензий, получив за это огромную денежную компенсацию. Таким образом Тироль потерял независимость и был включён в состав Австрийской монархии.
Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 году в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Один из районов Вены носит её имя: Вена-Маргаретен. По условию Рудольфа IV Маргарита не должна была больше посещать Тироль. Согласно действующим в Германии правилам наследования, её права должны были перейти Фредерику III, королю Сицилии и сыну двоюродной сестры Маргариты. Однако сицилийский король не имел ни возможности, ни желания конфликтовать с Габсбургами, и Тироль навсегда остался во владении Австрии.
Таким образом за свою жизнь Маргарита успела поссориться со всеми соседями, а также с Папами римскими и Императорами Священной римской империи. Кроме непосредственных конфликтов, они создали ей имидж самой «безобразной женщины средневековья»!
Доподлинно неизвестно, как выглядела графиня Маргарита. По описанию её современника, хрониста Иоганна из Винтертура, Маргарита была очень красивой женщиной. Известно единственное прижизненное изображение Маргариты Тирольской: на её личной печати.
В габсбургских документах 1362 года Маргарита упоминается без какого-то прозвища. А в 1366 году в третьем баварском продолжении «Саксонской всемирной хроники» она уже упомянута с прозвищем «Маульташ» и повторяется в 1393 году в «Австрийской хронике». Уничижительные описания графини встречаются, главным образом, в работах люксембургских и богемских авторов, которые отрицательно относились к событиям, связанным с разводом с Иоганном Генрихом и вторым браком с Людвигом Виттельсбахом.
Издавна существует версия о том, что прозвище отражает характерную черту внешности Маргариты: возможно, идёт отсылка к деформированному рту с отвисшей нижней губой (маульташены — популярное блюдо в Южной Германии). Существует и интерпретация прозвища как «проститутки», «порочной женщины». Так её характеризовали политические противники и церковь. Некоторые историки считают, что прозвище Маульташ (Губастая), под которым графиня известна в истории, произошло от названия замка Маргариты в Южном Тироле.
При этом современники характеризовали Маргариту как «необычайно красивую», а также как и «необычайно глупую».
она послужила основой для «красивых» картин Маргарит XVI века, таких как картина маслом из коллекции замка Амбрас (1-я половина XVI века) или гравюра Доминика Куста (1599 г.). Впоследствии кто-то нарисовал на амбрасовской картине увеличенную, опухшую нижнюю губу, чтобы обыграть прозвище Маульташ.
Яркий контраст с привлекательными изображениями создаёт портрет исключительно некрасивой старухи, которая была создана только в XVIII веке — с тирольской графиней. В начале XX века фотограф из Мерано использовал это изображение в качестве темы для открытки. Портрет «Гадкой герцогини Маргарет Маульташ» обошел весь мир и после был многократно скопирован.
Фламандский художник Квентин Массейс создал картину «Портрет уродливой женщины» (около 1513 года), который в последствии стал ассоциироваться с портретом Маргариты, хотя сам художник возможно только использовал эскиз Леонардо да Винчи к карикатуре (около 1500 года). который к графине Тироля не имел никакого отношения. Только на гравюре 1777 года, выполненной Жилем Демарто, в подписи указывается Маргарита Мауляш. Впоследствии этот образ был растиражирован и получил широкое распространение.
В 1862 году иллюстратор Джон Тенниэл подхватывает идею, и в эскизах к первому изданию "Приключений Алисы" Льюиса Кэролла появляется уже знакомая нам ужасная физиономия. Говорят, что сам писатель был инициатором создания именно такого образа. А в Южном Тироле налаживают выпуск открыток с изображением "Гадкого портрета Маргариты Маульташ", закрепивших отвратный лик в сознании миллионов.
Скандальный развод, совершённый императором Людвигом против воли папы и осуждённый церковью, вызвал многочисленные толки. Маргарита ещё при жизни стала героиней легенд, некоторые из которых были включены в 1816 году Якобом Гримм (один из братьев Гримм) в сборник «Немецкие саги». В ХХ веке образ уродливой графини был окончательно утвержден благодаря известному немецкому писателю. В 1923 году Лион Фейхтвангер посвятил Маргарите свой второй исторический роман — «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ», где достаточно верно передал жизненный путь Маргариты Тирольской. Внешность графини была описана как ужасающая, при этом писатель во всех деталях опирался на картину Квентена Массейса.
Вот так был создан образ «безобразной графини» (иногда пишут герцогини), которая всего лишь хотела защитить свою родину и развестись с нерадивым мужем.
Эта история чем-то аналогична истории Лукреции Борджиа, которой молва создала распутный и кровавый имидж, а время правды пришло только в конце ХХ века. О ней можно почитать в постах:
#ЛУКРЕЦИЯБОРДЖИАРОКОВАЯЖЕНЩИНАРЕНЕССАНСА
#ЗОЛОТОЙЛОКОНЛУКРЕЦИИБОРДЖИА
#ПАЛИОБОРДЖИА
Больше интересного и удивительного об Италии читайте в группе «ИТАЛИЯ. От А до Я»: https://www.facebook.com/groups/1065394593650565/ Присоединяйтесь и приглашайте друзей!

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев