Власти любой буржуазной страны периодически пугают своё население инфляцией. Не самим процессом повышения цен, конечно, сколько его размерами. Пугают, приучая население к положению вещей, при котором их сбережения не имеют смысла, потому что «инфляция их съест». На фоне постоянно растущих цен эти мысли о спасении своих средств материализуются во всплесках потребления, которые заново разгоняют инфляцию, и круг замыкается. Но так ли страшна инфляция, как нам пытаются её показать? Давайте разбираться.
Инфляция появляется в двух случаях. Во-первых, она появляется, когда предложение не способно удовлетворить спрос при условии, что у населения есть достаточное количество средств на руках. В этом случае с инфляцией пытаются бороться очень примитивным способом — через уменьшение доступных населению средств. Для этого центральный банк повышает учётную ставку, что приводит к удорожанию новых денег, что, в свою очередь, приводит к уменьшению денежной массы. В теории — цель достигнута. На практике — деньги стали дороже для всех, и для потребителей, и для производителей через стоимость кредита. Что сделает производитель? Правильно, он повысит цены! Что сделают покупатели? Они потребуют повышения зарплат и начнут брать больше кредитов. Денежная масса снова вырастет и начнётся новый виток «борьбы с инфляцией». Бороться с этим явлением указанным способом фактически бесполезно. Почему? Да потому, что процесс может продолжаться до тех пор, пока банки «верят» в платежёспособность населения, и, как следствие, готовы давать населению кредиты. Пирамида долгов? Она самая. При неумелом управлении такой пирамидой дело доходит до дефолтов, банкротств и прочих неприятных вещей.
Во-вторых, инфляция появляется, когда производители начинают расширять производство. Для этого они изыскивают инвестиции в основные средства — помещения, оборудование, ресурсы и т.п. Эти затраты перекладываются в конечном итоге на покупателей через повышение конечной цены товара. Здесь, однако, процесс в развитии более интересный, чем в первом случае. Поначалу, когда идёт активное расширение производства, увеличение отпускной цены товара вполне оправдано. При этом если в производство вовлекается больше людей, это может приводить к падению безработицы и общему росту денежной массы. Получается ситуация, когда и цены вроде бы растут, но и продукция вся раскупается — иначе какой смысл увеличивать производство, если товары не будут покупать. Но вот проходит какое-то время, вложения в расширение сделаны, процесс налажен, и, казалось бы, цены можно начать снижать, потому что дополнительных трат уже нет. Так? Нет, только не при капитализме. При нём не то что цены не будут снижаться, даже наоборот — производитель может придержать, а то и уничтожить товар, создавая искусственный дефицит, вызывая тем самым рост цен по первому сценарию. Зачем? Всё просто — получение большей прибыли.
Никогда не задумывались, откуда берутся «скидки в 50%»? Рассмотрим гипотетический пример. Некий предприниматель производит штаны по 10 рублей штука. Продажи идут хорошо, и предприниматель решает увеличить производство. Он берёт кредит, докупает помещения, станки, нанимает людей. Производство вырастает, но вместе с тем вырастают и затраты. И теперь предприниматель продаёт штаны уже по 20 рублей, и они по прежнему пользуются спросом. Проходит время, из основных затрат остаются только обслуживание станков и зарплаты, и теперь это производство приносит предпринимателю гораздо больше, чем раньше. Вот уже и новые модели на подходе. Что делать со старыми? В их выделку вложены средства, не выбрасывать же? И вот старый товар, не нашедший покупателя вовремя, отправляется на продажу «со скидкой». Работает ли при этом производитель себе в убыток? Ничуть. Он всего лишь получит меньше прибыли, но он её получит, а продажа «со скидкой» это ловкий маркетинговый трюк, чтобы создать у покупателя иллюзию выгодной покупки. Мог бы этот предприниматель снизить цену до 10 на постоянной основе? Мог бы. Может не до 10, но, к примеру, до 12. Выросший объём производства может покрывать и выросшие операционные (текущие) расходы, и взятый кредит. Так почему же производитель не снижает цену?
Этому есть два объяснения. Во-первых, стремление к максимальной прибыли. Здесь можно было бы подумать, что производителю достаточно просто повышать цену до упора, но не всё так просто. Слишком высокая цена потребует дополнительных ухищрений, к примеру, рекламных, чтобы всё-таки продать товар. Это повышает как затраты, так и риск того, что отбить их не получится. Поэтому производители или перепродавцы, что чаще всего, повышают цены синхронно. Примеры этого встречаются вам в повседневной жизни на каждом шагу. Во-вторых, понижение цен характеризуется как дефляция, и вот вокруг дефляции создано огромное количество мифов о её якобы разрушительной силе.
Как выглядит дефляция? Обычно рассказывают про так называемую «дефляционную спираль», но приводят её часто в сокращённом виде. В более полном виде она выглядит вот так: снижение цен → падение спроса вследствие ожидания дальнейшего падения цен → рост складирования или иной рост затрат на производство → падение прибыли → «оптимизация» расходов предприятия через увольнение сотрудников → снижение производства → снижение совокупной заработной платы и рост безработицы → снижение спроса → очередное снижение цен.
Что же является самой большой угрозой при дефляции? Падение производств? Ниже некоего минимального уровня они не упадут. Падение доходов населения? Пока население может удовлетворять базовые потребности, особых [политических] рисков в этом нет. Главный риск падает на финансовую (банковскую) систему. При дефляции становится невыгодно хранить деньги в банках в виде вкладов, потому что товарная стоимость денег растёт быстрее, чем процент по депозиту, тем более что этот процент при дефляции падает. Также становится не выгодно брать кредит, потому что достаточно подождать некоторое время, и цены опустятся до приемлемого уровня, на котором обывателю уже не нужен кредит. Доходы банков оказываются под угрозой. Попытки банков ввести дополнительную платы за оказываемые услуги могут привести к тому, что люди начнут изымать деньги из банков, что, в свою очередь, может привести к краху банков, так как банки не обеспечивают все вклады наличностью. Впоследствии при падении денежной массы банки не могут выдавать столько же кредитов и кредитование сокращается, то есть происходит падение инвестирования (производственное и частное кредитование). Всё это приводит к уменьшению полной номинальной денежной массы в стране, что опять же подаётся как кризис и упадок. Стенания про «падение ВВП» из этой же серии.
Всё это присуще капитализму. Но мы не будем останавливаться на нём, и пойдём дальше — посмотрим на социализм. Возможна ли инфляция при социализме? Да. Социализм всё ещё использует рыночные механизмы для развития производительных сил, поэтому при социализме возможны оба вида инфляции. И вообще при росте производства инфляция как следствие увеличения денежной массы неизбежна. Госплан здесь не поможет. План при социализме — он не про цены, а про доступность товаров. Это, кстати, отражено и в нашей Программе: «Третьим принципом социалистической экономики является опережающий рост доходов граждан по сравнению с темпами экономического роста. Применение этого принципа в экономике делает внутренний рынок государства беспредельно расширяющимся, и производство в своём росте избавляется от ограничивающих его рамок ёмкости рынка». Вот только при дальнейшем развитии производств, при их расширении, неизбежно начинаются обратные процессы — падение цен. Почему? Да потому, что основной закон социализма это не максимизация прибыли, а «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества» (Сталин). И это не какие-то фантазии, это научно обоснованное следствие развития и расширения производства.
Те же самые процессы происходят и при капитализме, но с ними, при этом самом капитализме, борются всеми силами. При малейших признаках дефляции раскручивается та самая «дефляционная спираль». Как она запускается? Через финансовую (банковскую) систему. Финансовый капитал уже давно контролирует все производства, и для крупных производителей может устанавливать жёсткие правила ценообразования. В итоге производитель не может по закону, а точнее по договору, установить цены ниже определённого порога, а при определённых условиях обязан сокращать производство, что приводит к падению зарплат и росту безработицы. У людей нет денег? Не беда. Создадим льготные кредиты, недостающую прибыль по которым будет оплачивать государство, т.е. всё население через свои же налоги. Средств контроля предостаточно. При капитализме финансовый капитал в любом случае вытащит из населения всё до копейки, а самому населению это будет подаваться как «борьба» с негативными инфляционными или дефляционными последствиями. И люди верят в эти байки лишь потому, что не знают, как можно организовать экономику иначе.
Многие могут возразить, что всё сказанное лишь теория, и, следовательно, этому можно и не верить. Я разочарую подобных «неверующих»: дефляционные процессы были в послевоенном СССР в виде ежегодного снижения цен, и уже несколько лет назад начались в Китае, как минимум в сфере недвижимости. Формально цены на жильё если и снижаются, то не сильно, но при этом сильно растёт метраж. Сегодня китайцы приобретают 4-5 комнатные квартиры по цене 3х комнатных десятилетней давности. При этом буржуазные СМИ по всему миру ждут не дождутся «краха рынка недвижимости» в Китае. Посмотрите, говорят они нам, в Китае понастроено невообразимое количество жилья, которое пустует, потому что люди не могут его себе позволить. Уважаемые читатели — это обман. Постепенно люди меняют жильё, просто этот процесс растянут во времени, и если собрать статистику за последние годы, то всё это будет прекрасно видно.
Но только ли в сфере недвижимости это происходит? Нет. В Китае дефляция становится повсеместна и наблюдается в разных сферах начиная с конца 2020 года. Представьте себе, что товары становятся лучше, с большим количеством функций, если мы говорим, к примеру, о технике, более удобными, надёжными, долговечными, а цена на них при этом либо не изменятся, либо падает на 0.5-1%. Вы скажете, что 1% это мизер? Да, но при этом функционал товара может вырасти и на 20 и даже на 50%. В противовес этим процессам цены на ту же технику в странах «развитого капитализма» только растут, и обосновывают нам это тем, что техника становится лучше. Почувствуйте, что называется, разницу.
Ну а если вы уже почувствовали и прочувствовали разницу, то задумайтесь — стоит ли продолжать поддерживать этот ущербный капиталистический строй, при котором богатеют только представители финансового капитала и всегда, при любых условиях, за счёт простого народа? Стоит ли и дальше терпеть ограбление со стороны «эффективных предпринимателей», которые любыми способами проталкивают удобные им законы? Если ваш ответ «нет», то не медлите — заходите на наши ресурсы, на ресурсы Движения имени «Антипартийной группы 1957 года». Читайте, ищите ответы на свои вопросы, а если вы готовы бороться вместе с нами — подавайте заявку. Только сплочённая коммунистическая партия как авангард трудового народа может изменить ситуацию к лучшему.
#1957anti #капитализм #социализм
Нет комментариев