часть 2.
Прийти к мысли, что первой потребностью человека станет труд, совсем непросто. Это как с понятием товара и законом стоимости: интуитивно понятно, но Маркс посвященную товару и стоимости первую главу считал самым сложным местом в своем «Капитале».
Что является самым главным для человека как части общества? Можете не соглашаться сколько угодно, но главное для человека в обществе – выделиться из толпы чем-то особенным. Это не голословное утверждение, оно основывается на работе одного из высших инстинктов – инстинкта продолжения рода. Этот инстинкт диктует нам постоянную конкуренцию, прохождение полового отбора. В природе самки выбирают самых сильных самцов, которые смогут обеспечить потомству лучшие условия для выживания. С человеком дело обстоит похоже, но несколько иначе. У человека есть инстинкт более высший, чем инстинкт продолжения рода – инстинкт расширенного потребления.
Можете до посинения спорить о наличии либо отсутствии этого инстинкта у человека. Но его существование подтверждено всей историей развития человеческой цивилизации. Без врожденного стремления к расширенному потреблению мы бы до сих пор жили в лесу, молились колесу. И то вряд ли – зачем колесо животному?
Поэтому в человеческом обществе женщины выбирают мужчин, выделяющихся среди остальных расширенным потреблением. По той простой причине, что эти мужчины обеспечат своим детям более полное удовлетворение потребностей.
Опять же – можно сколько угодно спорить, возмущаться. Вы постоянно это явление наблюдаете в жизни, а вам его объясняют падением нравов. Еще со времен античности нравы падают, и ничего не меняется, люди остаются все такими же меркантильными.
Только одна оговорка – не надо совсем узко трактовать возможность к расширенному потреблению. Женщины и в бедных влюбляются, если они выделяются среди прочих. Потому что расширенное потребление – это не просто доступ к неограниченному количеству колбасы.
Последний шаг отсюда сделать уже нетрудно. Представьте себе общество, в котором доступ к предметам потребления высшего качества – пище, жилью, автомобилю, предметам обихода, возможностям путешествовать и пр. – есть у каждого. Чем остается выделяться человеку? Только своим трудом, результатами своего труда. Вот мы и пришли к исходному тезису: в коммунистическом обществе первой потребностью станет труд.
И для этого не будет требоваться никакого принуждения извне, какого-то особого воспитания. Не потребуется «новый человек» - сознательные добровольные рабы с разумными потребностями из третьей программы КПСС образца 1961 года. Коммунизм – он для нормального, старого человека, со всеми его недостатками. Вы таких людей каждый день на работе, в транспорте, на улице видите.
Так что в коммунистическом обществе больше всех будут выделяться занятые в производстве. Трудиться станет настолько престижно, что обеспечение каждого трудом станет одной из актуальных проблем общества будущего.
Одна очень важная оговорка: нельзя в обществе выделиться трудом, который для этого общества бесполезен. Если ты производишь некачественные предметы потребления – будь то хреновые автомобили или бездарная графомания, ты этим не выделишься и не достигнешь своей цели. Поэтому каждый будет стремиться производить самое лучшее, качественное. Вот вам, кстати, мощнейший локомотив для дальнейшего технического прогресса.
Понимаете теперь, почему мы ключевым условием коммунизма считаем не «каждому по потребности», а «освобождение труда»? Нет? Ну, о потребностях мы позже поговорим. Сейчас только одно скажу – потребность нельзя рассматривать как морально-нравственную категорию, иначе провалитесь в трясину «разумных потребностей». Только с точки зрения экономики на потребности нужно смотреть, если желаете хоть что-то понять в будущем обществе.
Несколько отступлений. Первое.
Кто-то полагает, что, поскольку потребности постоянно растут, их полностью нельзя будет никогда удовлетворить и потребность в труде не возникнет. В самом деле, не обеспечишь же каждого яхтой или космическим кораблем!
Сомнение идет из ложной посылки, что потребностью является владение яхтой, а не морской круиз. Запомните, собственность на предмет потребления – это не потребность, а один из способов ее обеспечения. Но не единственный! Вполне можно создать всем свободный и равный доступ к круизам на яхте. Если такие потребности удовлетворяются у всех желающих, выделиться поездкой на яхте или полетом на Марс не получится. Что дальше – читайте выше.
Второе отступление.
Кто-то будет утверждать, что потребности бывают не только материальные. Сталин же говорил о культурных потребностях! Так я вам отвечу – культурные потребности тоже материальны. Книга, звук флейты имеют физическую природу.
Третье отступление.
В чате Алекса-Хама один пользователь попросил меня: «Пишите статью. Не забудьте пояснить в ней, почему у капиталиста не возникает потребности в труде, раз уж Вы считаете, что "она сама возникнет, когда потребности в материальных благах будут удовлетворены". Ну или докажите, что у капиталиста не удовлетворены потребности в материальных благах.»
Исходя из написанного выше, ответ на просьбу очевиден. Когда материальные потребности удовлетворены только у исчезающе малой части населения, а не у всех членов общества, сам факт потребления от пуза, характерный для капиталиста, достаточен для того, чтобы выделиться на общем фоне. Так что при капитализме даже у тех, кто удовлетворил материальные и культурные потребности, труд новой потребностью не становится.
Наемных работников труд (вернее, его вынужденное разделение) при капитализме порабощает. А что со свободой у капиталистов?
Здесь четвертое отступление.
Помните сформулированный Сталиным основной экономический закон социализма? «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».
Вот, опять про потребности. Кстати, возьмите на заметку – ни слова об их разумном ограничении!
Несколько лет назад некоторые наши товарищи, вдохновившись простотой и логичностью этого закона, решили сделать его всеобщим и переформулировали его так: основной закон любого общества – удовлетворение потребностей господствующего класса. При феодализме – землевладельцев, при капитализме – капиталистов…
Мы не сразу разобрались в ошибке, этот закон, насколько я помню, был нами упомянут на одном из стримов. Но, сопоставив его с реальностью, мы поняли, что ошиблись. При капитализме этот закон не работает. Не в том смысле, что потребности капиталистов не удовлетворяются (удовлетворяются, да еще как! – яхты размеров с эсминец, бездарная мазня, продаваемая за миллионы на аукционах, элитные **** – не знают, чем бы еще пресытиться), а в смысле, что не удовлетворение потребностей является двигателем буржуазного общества. Если бы это было так, то буржуи нажрались бы от пуза и успокоились, наступил бы «конец истории». Мы видим по современному миру, что этого не происходит. Конкуренция, банкротства, войны – не похоже, что вся эта свистопляска служит удовлетворению потребностей всяких там Безосов с Масками.
Остановка развития при капитализме означает проигрыш. Если капиталист не будет постоянно максимально увеличивать свой капитал, его очень быстро сожрут и он окажется где-нибудь в Лондоне или на Кипре в компании братьев Ананьевых. А там и до судьбы Бориса Абрамыча рукой подать…
Поэтому тысячу раз прав Сталин, формулируя основной экономический закон капитализма: «обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей».
Вот так. Капиталист помимо своей воли становится рабом прибыли, рабом самовозрастающего капитала. Закон роста капитала преобладает над всеми иными экономическими законами капитализма.
Это я к тому, что при капитализме на ваши потребности всем наплевать. Вам льют в уши манную кашу о разумных потребностях, об исчерпании ресурсов, о самоограничении только для того, чтобы вы не задумывались об основном экономическом законе социализма.
Про потребности продолжу потом.
Дмитрий Жученко
#1957anti, #Движение57, #Сталин, #Социализм, #Коммунизм, #Экономика.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев