Сергей Григорьев «Вратарь», 1949 год
Картина Сергея Григорьева «Вратарь» знакома нам с детства. Её демонстрировали школьникам на уроках рисования, по ней писали сочинения, а её репродукции украшали многие детские книжки. Сюжет произведения кажется таким знакомым и родным, словно окунает нас в прошлое и заставляет снова переживать давно прошедшие тёплые осенние деньки.
Картина создана Григорьевым в послевоенном 1949 году. На ней изображены дети, играющие в футбол на пустыре. Вместо оборудованного поля мы видим импровизированные ворота из портфелей, трибуны заменяют сложенные в кучу доски, а болельщики — местные ребятишки и случайные прохожие.
Сам художник говорил, что при написании этой картины применял режиссёрский приём. То есть, он не тянул в картину всё подряд, как раньше, а объединил всех персонажей единым действием. При этом каждый герой сюжета несёт своё смысловое значение и играет важную роль в общей постановке картины.
На переднем плане главный герой картины — вратарь. Он играет в сюжете ведущую роль, поэтому даже нарисован немного крупнее всех остальных. Мальчик на воротах внимательно следит за игрой, при этом саму борьбу за мяч художник решил оставить за кадром. По всей видимости, она происходит на другой стороне поля.
Время представлено послевоенное, поэтому вратарь одет очень скромно. Его старенькие калоши привязаны тесёмками, чулки спустились, но мальчик не обращает внимание на свою одежду. Он слишком увлечён игрой и ждёт решающего удара.
На картине изображены не только дети, но и один взрослый. Он, видимо, шёл с работы и заинтересовался импровизированным матчем. При этом мужчина очень внимательно смотрит за игрой, словно сидит на настоящем стадионе и болеет за реальную футбольную команду.
Взрослый зритель, скорее всего, не является тренером. В руке он держит документы, значит мужчина может быть работником некоего госучреждения. Мы видим наградные планки и ленты на лацкане пиджака, указывающие на то, что он участвовал в недавно прошедшей войне.
Так описывает зрителя писательница Т. Г. Гурьева: «сидит рядом с ребячьей мелюзгой так, как сидят только на стадионе — готовый вот-вот вскочить, полный спортивного азарта, выкриками и жестами подбадривающий игроков. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой украинской рубахи распахнут, пиджак расстёгнут. Рука придерживает папку с бумагами, но он о них уже не помнит, как не помнит и о делах, с которыми куда-то направлялся. Увлечённый игрой, он присел на минутку и… забыл обо всём, целиком отдавшись переживанию игры».
Где проходил импровизированный матч
Гурьева считает, что сцена футбольной игры была написана в Киеве: на заднем плане видна Андреевская церковь над Днепром.
Искусствовед Анатолий Членов поддерживает эту версию. Он даже смог определить более точно место матча: игра проходила в саду Киевского художественного института, где служил на кафедре рисунка Сергей Григорьев. Именно оттуда, по мнению Членова, и открывается вид на Андреевский собор и здания над склонами Днепра, спускающимися к Подолу— нижней части Киева.
Картина «Вратарь» была очень тепло принята зрителями и искусствоведами. С точки зрения некоторых критиков, сюжет полотна походит на целую новеллу. В этой работе показана захватывающая, но в то же время, простая история, которая произошла однажды тёплым осенним днём.
Картина много раз экспонировалась на различных выставках. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Так припомните это скорей!
И прославьте, где можно прославьте
Благородство своих вратарей!
Был асфальт раскалённым и серым,
И на нём извивались в пыли
Искривлённые буквы и стрелы,
И бензина разводы цвели.
Что мы знали тогда о футболе?
То и дело кричали: "Офсайд!"
Всё равно я не чувствовал боли,
Когда падал на этот асфальт.
Я вставал, как ни в чём не бывало,
И к мячу устремлялся скорей,
И коленка моя забывала
О пронзительной боли своей.
Снова падал – и боль воскресала.
Нам асфальт не прощал ничего.
Но какая нас сила бросала
На горячую твёрдость его?
Нет, не страх, что вдруг вызову жалость,
Что ребята припомнят, дразня –
Драгоценное чувство рождалось:
Я – за них, а они – за меня!
Вечерело. И, руки в карманы,
По домам мы усталые шли,
И бессчетные новые раны,
Их, не чувствуя вовсе, несли.
Но, когда мы ложились в постели,
Смыв с них пыль и засохшую грязь
Они саднили, ныли, горели
Так, что сыпались слёзы из глаз!
…Засыпая, я губы кусаю,
И на чёрную з...ЕщёВы играли в футбол на асфальте?
Так припомните это скорей!
И прославьте, где можно прославьте
Благородство своих вратарей!
Был асфальт раскалённым и серым,
И на нём извивались в пыли
Искривлённые буквы и стрелы,
И бензина разводы цвели.
Что мы знали тогда о футболе?
То и дело кричали: "Офсайд!"
Всё равно я не чувствовал боли,
Когда падал на этот асфальт.
Я вставал, как ни в чём не бывало,
И к мячу устремлялся скорей,
И коленка моя забывала
О пронзительной боли своей.
Снова падал – и боль воскресала.
Нам асфальт не прощал ничего.
Но какая нас сила бросала
На горячую твёрдость его?
Нет, не страх, что вдруг вызову жалость,
Что ребята припомнят, дразня –
Драгоценное чувство рождалось:
Я – за них, а они – за меня!
Вечерело. И, руки в карманы,
По домам мы усталые шли,
И бессчетные новые раны,
Их, не чувствуя вовсе, несли.
Но, когда мы ложились в постели,
Смыв с них пыль и засохшую грязь
Они саднили, ныли, горели
Так, что сыпались слёзы из глаз!
…Засыпая, я губы кусаю,
И на чёрную землю лечу,
Снова наши ворота спасаю,
Преграждая дорогу мячу.
------------------------------------------
Олег Дмитриев