Интересно, что из груш готовят гораздо больше несладких, чем сладких блюд. В «высокой» европейской кухне ее, пожалуй, можно чаще встретить в закуске, чем в десерте. Грушу запекают на тостах с печеночным паштетом, делают с ней салаты или фаршируют мягким сыром и орехами (это вообще великолепно!).
Еще Франсуа Рабле говорил: «Ни с чем не сравнимо сочетание господина Сыра и госпожи Груши», а в Италии бытует старинная поговорка: Non far sapere al contadino quant'è buona la pera col pecorino — «не позволяйте крестьянину узнать, как вкусны груши с овечьим сыром пекорино».
И французы не просто подают грушу к сыру в составе сырной тарелки, а придумывают самые неимоверные сочетания. Взять, к примеру, Рокфор, из которого готовят восхитительную заправку к грушам. Накрошите Рокфор, разомните деревянной ложкой, добавьте какой-нибудь свежий сыр (да хоть рыночный творог) и, понемногу подливая йогурт, хорошенько разотрите до жидковатой однородности. Очень рекомендуем перед употреблением — охладить.
Надо сказать, что Рокфор вообще хорошо работает на контрастах — попробуйте нафаршировать груши растертым с коньяком Рокфором. Впрочем, этот прием отлично подходит и другим голубым сырам. Примером может служить сочетание горячего, частично расплавленного, голубого сыра Фурм д’Амбер и холодной сладкой груши, припущенной в красном вине.
Недавно, будучи в обожаемой нашему сердцу Франции, обжирались (извините, но это так!) «простенькими» тостами. На слегка подсушенных кусочках багета — кусочки груши, сверху — ломтики голубого Блё-де-Бресс, все это натурально, подпекли под верхним огнем. Принесли с бокальчиком руссильонского Muscat de Rivesaltes. Еле ушли...
В Бургундии мы ели с грушами и знаменитый Эпуасс — почти текучий пикантный сыр, самый известный в этом регионе. Даже не совсем с грушами — пару спелых груш (очищенных и нарезанных ломтиками) и кисть белого винограда без косточек (каждую ягодку разрезали пополам) залили взбитой венчиком заправкой из оливкового масла, горчицы, уксуса, соли, перца, минут 15–20 подержали под крышкой, затем выложили грушево-виноградный гарнир на блюдо вместе с сыром и руколой, посыпали измельченным фундуком, полили заправкой (видно, той, что осталась) и подали уже с белым Шабли… Почему с Шабли?
Да потому, что сыр именовался L'Epoisse Chablis, — его в процессе созревания периодически этим самым Chablis и обмывали…
Но давайте-ка обратимся к «Домострою», дабы убедиться, как отменно готовили моченые яблоки наши предки: «А падалицу с яблонь и то, что вызрело из огурцов и дынь и иных плодов, вовремя бы собирать, что съесть самому, а что приберечь, а что и в запас оставить, или что засолить, квас поставить из яблок и груш или залить их патокой, ягодным или вишневым морсом… А бель можайскую чистую, если яблоки не побиты, да груши и дули, в патоке же перепущенные без воды, класть в корчаги смоленые».
Всего каких-то 300 лет прошло, а все позабывали напрочь — кто сейчас помнит, что мелкие дикие груши называли «дулями»? Вот, и остается теперь выбирать Пепси с кетчупом…
Если в вас сохранилась хоть капля патриотизма, попытайтесь уложить в бочонок груши, пересыпая их брусникой (на 5 кг груш примерно 1 кг брусники) и прокладывая листьями черной смородины, а затем залить холодным рассолом или просто хлебным квасом, добавив по вкусу соли.
Рассол можно приготовить так: в 5 л воды добавить 5 ч. л. простокваши; 1 ст. л. соли; 1 ч. л. сухой горчицы. Бочонок оставить побродить при комнатной температуре 8–10 дней, а потом выставить на холод. Главное не переборщите потом — помните у Куприна: «Купил на улице полный бочонок квасу и весь лоток моченых груш. Угостился с приятелями квантум сатис, даже до полного расстройства стомаха»… Так что, угощайтесь на здоровье, но стомах свой поберегите!
Ладно. Будем считать, что мы вполне даже разнообразно закусили, и перейдем к блюдам посущественнее. Не будем особенно заморачиваться супом из груш, хотя и это не слишком проблематично, как говорят итальянцы: da venditore di pere cotte — «проще пареной репы». Как и большинство других фруктовых супцов, грушевый готовить просто.
Например, можно перебранные и очищенные от кожицы и семечек груши (лучше добавить яблоки и сливы) нарезать ломтиками или кубиками, залить холодной водой, сварить до мягкости, затем ввести разведенный в холодной воде крахмал, сыпануть по вкусу сахар и корицу, ну и довести до кипения. При подаче в грушевом супчике очень даже уместны будут взбитые сливки или сметана (кому как нравится). Есть варианты грушевого супа с рисом, с картофелем и т.п. Короче, поройтесь в справочниках или поэкспериментируйте…
А вот использование груш во вторых блюдах очень любопытно.
Самое простое — маринованные или моченые лесные груши в качестве гарнира практически к любому мясу. Запеченные же груши (лучше зимний сорт Bosc) превосходны в компании с уткой, филе индейки, зайцем или даже со свининой, скажем, приготовленной в сидре. Французы делают это так — груши очищают от кожуры, режут пополам, поливают лимонным соком (дабы не потемнели), посыпают сахаром и запекают минут 10 под крышкой в отдельной кастрюльке с кусочком масла.
В Бургундии нас однажды угощали эскалопом из фуа-гра с маринованной грушей — грушу замариновали в вине с можжевельником, корицей, перцем и мускатным орехом, довели маринад вместе с грушей до кипения, потом грушу остудили, нарезали кубиками и подали с утиной фуа-гра, пюре из ревеня и бутылочкой Сотерна (между прочим, не самого дорогого). Это было что-то!
В северной немецкой кухне особое место занимает старинное гамбургское блюдо «груши с фасолью и ветчиной» (Birnen, Bohnen, Speck), которое в Северной Фризии (в Шлезвиг-Гольштейне) носит еще одно, народное название «Зеленый Генрих» (Grüner Heini). Четыре обязательных компонента делают это блюдо неповторимым. Груши — твердокаменные, несладкие, местных сортов (обычно Vierländer). Зеленая фасоль, растущая в окрестностях города. Копченая грудинка, обязательно дозревшая после копчения на соленых ветрах Северного моря. И садовый чабер — непременная принадлежность немецких блюд с фасолью.
Грудинка вываривается до мягкости, затем в нее добавляется наломанная фасоль, и в заключение — целые груши (с удаленной завязью, но с оставленным хвостиком). В конце готовки в отвар добавляется для загущения мука. Сервируется блюдо традиционно в виде порции из двух груш, и отдельно выложенных на ту же тарелку ветчины и фасоли, посыпанной чабром. В дополнение подается вареный картофель и северное горькое пиво (как же без него?) Необычный вкус этого айнтопфа заключается в аромате копченой ветчины, который перенимают фасоль и груши, а также в мягкости сохранивших свою форму груш и пряности чабра.
Уникальность блюда усугубляется его сезонностью — груши этого сорта собирают с июля по сентябрь. Конечно, можно попытаться заменить их на обычные сладкие, или даже Вильямс, вместо вяленой ветчины взять запаянную в пленку, фасоль взять египетскую, отвар заменить бульоном или плеснуть туда уксуса, да горчицы добавить — как делают порой рестораторы... А может, лучше не будем согласно немецкой поговорке, «считать груши вперемешку с яблоками»?
Наконец, когда дело доходит до сладкого, фантазии поваров нет предела! Все эти груши в сиропе, в тесте, в шоколадном креме, с мороженым и, конечно же, с непременными имбирем и корицей — приемлемы и симпатичны хотя бы потому, что повара умудряются сохранить их целыми, а, следовательно, не испортить восхитительную амурную форму плода.
Так французы готовят, например, poire Hélène (груша Елена), или belle-Hélène (прекрасная Елена) — грушу отваривают в сахарном сиропе, приправив ванилью, охлаждают, выкладывают на ванильное же мороженое и заливают сверху теплым шоколадным соусом.
В нашем славянском характере куда как проще сварить из груш варенье, да и не только в славянском — в городе Чарльстон (штат Южная Каролина) варят отменное грушевое варенье pear chips из мелко нарезанных очищенных груш и лимонов, которое очень часто подают к мороженому.
Можно приготовить и грушевый компот — не слишком крупные спелые крепкие груши очистить, разрезать вдоль на 4 части, удалить сердцевину, залить горячим сиропом (на 1 кг груш чуть больше 1 л воды и пару стаканов сахара), немного поварить, разложить груши по банкам, сироп прокипятить еще раз и залить груши. Значительно интереснее получится, если в сироп перед заливкой добавить немного рома или коньяка — граммов 100 на 3-литровую банку…
Все те же французы придумали сложный грушевый десерт Poirissimo (смесь французского, нет, не с нижегородским, а с итальянским), где на одной тарелке красуются грушевый компот, грушевое варенье, груша в вине, грушевый пирог и грушевая гранита. Для компота груши чистят, нарезают на четвертинки и готовят 10 минут на сильном огне с сахаром, лимонным соком и небольшим количеством воды.
Для варенья сначала готовят обычный сахарный сироп (примерно 800 г сахара на 100 г воды), уваривая, пока он не начнет окутывать тыльную сторону ложки, затем добавляют ломтики груш вместе с экстрактом ванили и готовят, пока груши не станут мягкими. Груши в вине погружают целиком в уваренную наполовину винно-медовую смесь минут на 15, затем остужают и поливают кассисом — ликером из черной смородины.
Еще проще готовится пирог — круг песочного теста покрывают ломтиками груши, сбрызгивают лимонным соком, посыпают сахаром, на 20 минут ставят в разогретую до 220°С духовку и подают теплым. А вот о граните приходится думать за день до подачи. Спелые груши измельчают в пюре, добавляют лимонный сок и убирают в морозильник. Как только масса начнет схватываться, обрабатывают в блендере, добавив сахар, лимонный сок и грушевый ликер, и снова — в морозильник. Готовая гранита должна быть цвета и консистенции снега (лучше только что выпавшего) …
Наконец, нельзя не упомянуть и грушевый пирог «бурдалу» (bourdaloue) — классическое произведение французского кондитерского искусства, названное по имени улицы 9-го округа Парижа, где некогда находилась придумавшая его кондитерская. Так вот приступим: плотные зрелые груши (лучше сорт Вильямс), разрезают пополам, натурально, вдоль, варят на слабом огне минут 15 в воде с лимонным соком и ванилью, потом оставляют в отваре на ночь. Утром (французы никуда не торопятся) кольцевую форму, наподобие нашей «чудо-печи», выстилают тестом, покрывают слоем миндального крема, сверху сердцевиной вниз выкладывают подсушенные груши, выпекают 30 минут в разогретой до 180°C духовке, а перед подачей покрывают абрикосовым джемом. Как вы думаете — вкусно?
Любопытно, но словом «бурдалу» называют (вернее, называли) не только грушевый пирог. Речи пламенного проповедника Луи Бурдалу (1632–1704), в честь которого и названа улица в Париже, так околдовывали прихожан, что они часами не покидали храм, как бы ни подпирала их нужда. Одна из прихожанок догадалась взять с собой в церковь небольшой горшочек, без труда спрятав спасительный сосуд под пышный кринолин. Ее разумному примеру стали следовать и другие дамы.
Вскоре мастера наладили выпуск сосудов, получивших название «бурдалу». Эта пикантная принадлежность дамского туалета, пышно декорированная, с фривольными изречениями на донце, стала модной и приличной принадлежностью туалета, и дамы уже не стеснялись на глазах у всех прятать «бурдалу» под кринолинами. Мода распространилась по всей Европе, и даже у Александра I был свой бурдалу, на внутренней стенке коего красовался портрет заклятого врага — Наполеона…
После такого абзаца, сам Бог велел перейти к грушевым напиткам.
Естественно, они наличествуют, хотя у нас это дело как-то не привилось — вспоминается лишь русский грушевый квас, который когда-то был в ходу и осенью продавался и на улицах столичного Питера.
А вот в Европе первое место в этой номинации занимает грушевый сидр «перри» (perry), который делают из грушевого сока как тихим, так и игристым. Этот напиток, как и его ближайшего яблочного родственника, издавна делают и любят в Англии — одну из самых известных английских марок газированного грушевого сидра Babycham производят из сорта груш Barland. А вот во французских провинциях Нормандия и Бретань из грушевого сидра чаще делают прекрасную грушевую водку eau-de-vie de poire (в Венгрии такой напиток называется — Csaszarkorte, в Германии — Birngeist).
Комментарии 1