Иногда меня спрашивают, зачем прислушиваться к пустым интерьерам. Потому что они отвечают. Стою, рассматриваю снимок — и будто слышу, как эта комната звучала раньше: гул печной тяги, стук ложек по эмалированной миске, беготня по половицам. Никакой мистики в прямом смысле, просто память предметов работает лучше любого архива. Но в таких местах всегда есть спокойная, тихая странность. Сегодня, например, когда поднял фото, из‑за печных кирпичей послышался короткий перекат — не крыса, камень. Сквозняк поменялся, и где‑то в сенях хлопнула дверь. Казалось бы, обычные вещи: дом дышит, оседает. Но именно в такие секунды прошлое подходит ближе всего — как шаг, который ты слышишь, но не видишь, кто идёт.
Я давно путешествую по заброшенным деревням, и чаще всего остаются фотографии людей — портреты на фоне ковра, школьные, праздничные. А вот снимки самих домов и улиц — редкость. Селфи прошлого никто не делал, да и плёнку жалели. Потому всегда мечтаю наткнуться на стопку карточек с видами деревни: магазин с табличкой, мост через речку, трактор на сенокосе. Тогда можно было бы положить их рядом с тем, что есть сейчас: обрушенная печь, пустые окна, трава по щиколотку в избе — и увидеть не только «как стало», но и «как было». С историей иногда везёт: находишь обрывок письма, сельсоветскую квитанцию, тетрадь с фамилией. А старые фотографии — большая редкость.
Комментарии 4
Из этой же серии.
Всё тоже самое.Только почти нетронуто всё,почти без мародеров.
Заброшки,мебель,фото,посуда,и все из СССР.
Когда еще был союз..
Смотреть было больно и грустно до слёз.
С учётом того,что теперь там все советское мягко говоря ,, преследуется,,..
А дома эти хранят память о Советском союзе
фото. Вспомнилась бабушка, её дом.Что теперь с её домом?