Усадьба М. Н. Щелокова в Нижнем Новгороде: история, архитектура, судьба ансамбля.
Усадьба М. Н. Щелокова — редкий для исторического центра Нижнего Новгорода комплекс конца XIX – начала XX века, в котором читаются как традиции городской усадебной застройки, так и эстетика поздней эклектики.
Ансамбль сложился в 1890–1903 годах и включает главный дом, флигель, служебный корпус и ограду с кованой решёткой. Сегодня объект имеет статус культурного наследия народов РФ регионального значения.
Исторический контекст и ранняя застройка Ещё на фиксационном плане города 1848–1853 годов на месте нынешнего комплекса отмечена вытянутая по оси северо-восток — юго-запад городская усадьба. Это был типичный для середины XIX века участок: деревянный дом стоял по красной линии Студёного переулка, во дворе находились хозяйственные постройки, значительную часть занимал сад. В начале 1880‑х годов владение числилось за семейством Знаменских.
Новый этап связан с владельцем С. Н. Перцевым, который приобрёл усадьбу в 1887 году и в 1890‑е пристроил во дворе двухэтажный флигель на каменном фундаменте, а также деревянные баню, сарай и погреба. Эти хозяйственные меры подготовили почву для масштабной перестройки конца столетия.
Формирование ансамбля при М. Н. Щелокове В апреле 1899 года усадьбу купил потомственный почётный гражданин М. Н. Щелоков. С этого момента началась активная репланировка и обновление облика. В 1900 году вместо прежнего деревянного дома по красной линии улицы возводится полукаменный (сочетание каменного основания и деревянных надстроек) главный корпус.
Фасад деревянного флигеля получает репрезентативную отделку, позже к нему делают пристрой. По проекту 1903 года служебный корпус удлиняют вдоль границы участка, что отражает тенденцию уплотнения городской усадебной застройки на рубеже веков. Архитектор комплекта чертежей остался неизвестен — ни один из сохранившихся листов не подписан.
Смена собственников и советский период По городскому списку домовладений 1915 года хозяйкой числится А. А. Таланцева. После 1918 года усадьба была национализирована и, как многие городские дома, использовалась под жильё. Это повлекло неизбежные бытовые перестройки, но каркас ансамбля и главные фасады сохранились.
Постсоветская трансформация В 1990‑е годы бывший служебный корпус был передан приходу Успения Девы Марии римско‑католической церкви и перестроен под храм по проекту архитектора А. Г. Челышева. Этот шаг придал части усадьбы новую функцию, сохранив при этом исторический контур застройки и подчёркнув многослойность культурной жизни квартала.
Архитектурные особенности:
Главный дом
- Тип и конструкция: деревянное одноэтажное здание на каменном полуподвале, решение, характерное для «полукаменной» городской архитектуры рубежа XIX–XX веков. Такое сочетание обеспечивало долговечность нижних ярусов и пластичность деревянной надстройки.
- Крыша: трёхскатная, подчёркивающая вытянутую композицию корпуса.
- Планировка: в плане дом представляет неравнобокую трапецию с срезанным северо‑восточным углом. На северном боковом фасаде выделен ризалит, задающий акцент боковой перспективе и, вероятно, маркирующий парадно-коммуникационную зону.
- Декор: фасады богато украшены в духе поздней эклектики с опорой на классический язык. Оконные проёмы обрамлены пышной лепниной с мотивами гербов и ордерных элементов — это подчёркивает статусность владельца и тяготение к «представительскому» городскому облику.
- Вход: портал главного входа решён по принципу тройного проёма. Двустворчатая филенчатая дверь увенчана треугольным сандриком — прямой отсылкой к античной традиции, переложенной на эклектическую манеру конца века.
Флигель
- Двухэтажный объём на каменном фундаменте, первоначально хозяйственно‑жилого назначения.
- В 1900‑е годы его фасад был «парадизирован» — получил симметричную композицию и более тонкий декор, после чего к корпусу сделали пристрой для увеличения полезной площади.
Служебный корпус
- Изначально вытянут вдоль границы участка; по проекту 1903 года дополнительно удлинён.
- В 1990‑е переосмыслен как церковное здание, что привнесло в ансамбль характерные для культовой архитектуры силуэты, сохранив при этом исторический объём.
Исторический Нижний разрушается, везде новострой, бабки решают все. Сколько самобытной деревянной архитектуры было снесено в районе канатной дороги на Сенной? Старые "деревяшки" часто гибнут в ночных пожарах, а потом тут же растут новостройки, как грибы после дождя. Печально, что никто не занимается реставрацией и сохранением для потомков такие памятники архитектуры, которые веками создавали облик древнерусских городов .
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4