Готовность как многогранный феномен
Решение принять в свою семью ребенка — одно из самых глубоких и преобразующих в жизни человека. Оно редко бывает спонтанным, подобно вспышке молнии. Чаще это подобно восходу солнца — постепенное прояснение, нарастающее чувство уверенности и зрелое, взвешенное намерение. Но как отличить мимолетный порыв, вызванный трогательным постом в социальных сетях, от истинной, осознанной готовности? Как убедиться, что вы сможете, стать тем якорем спасения и источником безусловной любви, в котором так нуждается ребенок, переживший утрату?
Готовность к усыновлению — это не просто галочка в анкете или положительное заключение из органов опеки. Это сложный, многомерный конструкт, сплетенный из юридической правоспособности, материальной стабильности, но прежде всего — из психологической зрелости и эмоционального ресурса. Это состояние, в котором разум и сердце приходят к согласию, а желание помочь трансформируется в способность нести ответственность.
В этой статье мы предпримем, возможно, самую важную попытку — заглянуть внутрь себя. Мы проведем детальный анализ готовности с двух ключевых ракурсов: объективного, с точки зрения Закона, и субъективного, с точки зрения внутреннего мира человека. Я как юрист попробую расставить четкие, понятные ориентиры внешнего плана: что требуется от вас государством. Как психолог помогу вам исследовать ландшафты вашей собственной души: на что опереться, чего опасаться, к чему готовиться. Давайте постараемся создать целостную картину, которая поможет вам сделать самый честный и ответственный выбор в вашей жизни.
Часть 1: Взгляд юриста — Готовность как правовая дееспособность
С юридической точки зрения, вопрос «готовы ли вы?» трансформируется в вопрос «соответствуете ли вы?». Законодатель устанавливает ряд критериев, призванных, в первую очередь, защитить интересы ребенка. Это не произвольные барьеры, а фильтры, отсеивающие заведомо неблагоприятные для воспитания ребенка ситуации. Ваша задача — объективно оценить свое соответствие этим критериям еще до первого визита в органы опеки.
1.1. Базовые юридические критерии: кто может быть усыновителем
Семейный кодекс Российской Федерации (глава 19) и Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяют четкие требования к кандидатам в усыновители.
Полная дееспособность. Усыновителем может быть только человек, достигший совершеннолетия (18 лет) и не ограниченный в дееспособности по решению суда. Это базовый принцип — вы должны полностью отдавать отчет в своих действиях и нести за них ответственность.
Разница в возрасте. При усыновлении ребенка супруга разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не менее 16 лет. Это правило может быть смягчено судом, если того требуют интересы ребенка, но является общим ориентиром.
Отсутствие судимости. Речь идет о непогашенной или неснятой судимости за умышленные преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой неприкосновенности, общественной безопасности, а также против семьи и несовершеннолетних. Этот пункт абсолютно категоричен.
Состояние здоровья. Кандидат должен быть физически и психически здоров. Перечень заболеваний, препятствующих усыновлению, утвержден Постановлением Правительства РФ № 117 от 14.02.2013. В него входят, в частности, туберкулез, инфекционные заболевания, психические расстройства, наркомания, токсикомания, алкоголизм, а также заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы. Вы должны быть готовы пройти полное медицинское освидетельствование и получить справку по форме 164/у-96.
Доход и жилье. Вы должны иметь постоянный доход, обеспечивающий ребенку прожиточный минимум, установленный в вашем регионе. Важно именно наличие стабильного источника средств, а не просто высокая зарплата. Жилье (в собственности или по договору найма) должно быть благоустроенным и отвечать санитарным нормам. У каждого ребенка должна быть возможность иметь собственное спальное место, место для занятий и игр. Органы опеки обязаны провести обследование жилищных условий.
Прохождение подготовки. За некоторыми исключениями (например, если вы уже являетесь опекуном или приемным родителем) кандидаты обязаны пройти курс подготовки в Школе приемных родителей (ШПР). Это не просто формальность, а важнейший этап, который также является частью вашей юридической готовности — вы получаете официальное свидетельство об окончании.
Отсутствие запретов. Не могут быть усыновителями лица, ранее лишенные родительских прав или ограниченные в них; отстраненные от обязанностей опекуна; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; лица, состоящие в однополом союзе, зарегистрированном в стране, где такой брак разрешен.
Вывод юриста: Если вы соответствуете всем вышеперечисленным пунктам, вы юридически готовы начать процедуру. Ваш пакет документов будет принят, и вы получите положительное заключение. Однако это лишь пропуск на старт. Истинная готовность лежит гораздо глубже.
Часть 2: Взгляд психолога — Готовность как эмоциональная и экзистенциальная зрелость
Если юридическая готовность проверяется внешними инстанциями, то психологическую готовность вы проверяете только перед собой. Это глубокий, подчас не очень комфортный диалог с собственными мотивами, страхами, ожиданиями и ресурсами.
2.1. Анализ мотивации: почему вы это делаете?
Мотивация — фундамент, на котором будет строиться все здание ваших отношений с ребенком. Непроработанные, неосознанные мотивы — главная причина будущих кризисов и возвратов.
Здоровая мотивация:
o Желание любить и заботиться. Глубокое внутреннее чувство, что в вашей семье есть любовь, ресурс и готовность поделиться этим с ребенком, который в этом нуждается.
o Осознание ценности семьи. Понимание, что семья — это не только кровные узы, но и отношения, выстроенные на уважении, принятии и взаимной поддержке.
o Сопереживание и социальная ответственность. Желание изменить жизнь конкретного ребенка к лучшему, дать ему шанс на счастливое детство в безопасной среде.
Тревожная мотивация (требующая глубокой проработки с психологом):
o Спасение от одиночества. Попытка заполнить внутреннюю пустоту за счет ребенка. Это колоссальная нагрузка на него — он не может и не должен быть «антидепрессантом» для взрослого.
o Спасение брака. Миф о том, что ребенок может склеить трещащие по швам отношения. На практике он лишь создает дополнительный стресс и усугубляет проблемы.
o Реализация потребности в любви. Ожидание, что ребенок сразу и безоговорочно ответит благодарностью и любовью. Это требование — прямой путь к разочарованию, так как приемные дети часто не умеют выражать любовь привычным нам способом.
o Гиперкомпенсация собственной травмы. Попытка «отыграть» свое несчастливое детство, давая то, чего недополучил сам. Опасность в завышенных ожиданиях и проекциях.
o Давление общества или родственников. Решение должно быть исключительно вашим, добровольным и осознанным.
Вопрос для самодиагностики: «Что изменится в МОЕЙ жизни с появлением ребенка? Готов ли я отдавать, не ожидая немедленной «отдачи»?»
2.2. Готовность к реалистичным ожиданиям
Ребенок из системы — это не чистый лист. Это личность с уже сложившейся (часто травмированной) историей, со своими страхами, привычками и моделями поведения.
Отказ от идеализации. Ребенок не будет идеально благодарным, послушным и успешным. Он может воровать, врать, проявлять агрессию, отставать в школе. Это не потому, что он «плохой», а потому, что так его научила жизнь в травме.
Понимание последствий травмы привязанности. Важно изучить теорию привязанности (Джон Боулби). Ребенок может не идти на контакт, отталкивать, проверять вас на прочность («а ты не бросишь меня, если я буду плохим?»). Его мозг и нервная система могут быть перестроены опытом пренебрежения. Готовы ли вы любить не только милого и послушного, но и злого, отвергающего помощь ребенка?
Принятие его прошлого. Его кровные родители — часть его истории. Их нельзя очернять или вымарывать из памяти. Готовы ли вы уважать эту часть его жизни и помочь ему интегрировать ее в свою идентификацию, когда придет время?
Вопрос для самодиагностики: «Как я отреагирую, если через месяц после приезда ребенок украдет у меня кошелек и соврет об этом? Вижу ли я за этим поступком не злой умысел, а боль и крик о помощи?»
2.3. Оценка ресурсов: своей семьи и своих личных
Родительство — марафон, а не спринт. Особенно приемное. Важно трезво оценить свои силы.
Ресурсы семьи: Едины ли вы в своем решении с супругом? Какую поддержку можете получить от родственников? Готовы ли ваши кровные дети к появлению приемного брата или сестры?
Личные ресурсы:
o Эмоциональная устойчивость: Способность выдерживать сильные негативные эмоции (свои и ребенка), не срываясь и не впадая в отчаяние.
o Гибкость: Умение отказаться от заранее нарисованного плана воспитания и подстроиться под нужды конкретного ребенка.
o Стрессоустойчивость: Приемное родительство — это постоянный стресс, особенно в период адаптации. Есть ли у вас «кожа», чтобы это выдержать?
o Коммуникативные навыки: Умение говорить, слушать, договариваться, а также обращаться за помощью к специалистам (психологам, дефектологам).
Временной ресурс: Ребенку потребуется огромное количество вашего времени и внимания, особенно первое время. Готовы ли вы к этому?
Вопрос для самодиагностики: «Куда я могу прийти за поддержкой, когда будет трудно? Есть ли у меня психолог, группа поддержки приемных семей, друзья, которые поймут?»
2.4. Готовность к «бумерангу»: работе с собственным прошлым
Усыновление — мощный триггер, который поднимает со дна нашей психики все наши нерешенные проблемы, детские травмы и страхи. Вас будут проверять на прочность, и ваши собственные «демоны» могут вылезти наружу. Готовы ли вы к этой работе? Возможно, вам стоит начать с похода к психологу для себя, чтобы разобраться со своими травмами, прежде чем брать на себя ответственность за травмы другого человека.
Часть 3: Синтез двух подходов — Взаимодействие с системой как лакмусовая бумажка
Юридическая и психологическая готовность встречаются в момент вашего взаимодействия с органами опеки и попечительства и другими инстанциями.
Как вы реагируете на требования собрать документы? Если вы воспринимаете это как ненужную бюрократическую волокиту, злитесь и саботируете процесс — это сигнал о нетерпении и непонимании глубины процесса. Если же вы собранны, внимательны и понимаете, что каждый документ — это еще один шаг к обеспечению безопасности ребенка, это говорит о зрелости.
Как вы проходите ШПР? Юридически — вы должны ее пройти. Психологически — вы должны быть на нее настроены. Это не «лекции для галочки», а бесценный источник знаний и возможность провести «генеральную репетицию» родительства, проработать страхи и познакомиться с единомышленниками. Ваше отношение к ШПР — отличный индикатор готовности.
Как вы общаетесь с опекой? Готовы ли вы видеть в сотрудниках опеки не надзирателей, а союзников, которые, как и вы, действуют в интересах ребенка? Зрелый кандидат умеет выстраивать партнерские, уважительные отношения.
Ответы на самые частые вопросы (FAQ)
1. Мы соответствуем всем юридическим нормам. Значит ли это, что мы психологически готовы?
Нет, не значит. Юридические критерии — необходимый, но недостаточный минимум. Они подтверждают ваше формальное право, но не гарантируют наличия внутреннего ресурса, мотивации и устойчивости, которые являются залогом успешного усыновления.
2. Я часто сомневаюсь, справлюсь ли. Это нормально?
Абсолютно. Здоровые сомнения и рефлексия — признаки ответственного подхода. Полная, безоглядная уверенность часто бывает опасной, так как свидетельствует о непонимании масштаба задачи. Сомнения — это повод глубже изучить тему, пройти ШПР, пообщаться с опытными приемными родителями, а не повод сразу отказываться от идеи.
3. Мы не можем иметь своих детей. Не помешает ли нам наша травма бесплодия?
Травма бесплодия — серьезное испытание. Важно максимально проработать ее с психологом до принятия решения. Опасность заключается в том, что приемный ребенок может неосознанно восприниматься как «замена» желанному кровному, и на него будут возлагаться все нереализованные мечты и ожидания. Ребенок должен быть желанным сам по себе, а не как способ решения проблемы бесплодия.
4. Как понять, что мы НЕ готовы?
Тревожные сигналы: разлад в семье и несогласие супруга; решение принято под сильным внешним давлением; ожидание, что ребенок решит ваши личностные проблемы (одиночество, скука, кризис в браке); нежелание проходить ШПР и изучать тему детской травмы; представление о процессе как о простом и быстром акте «спасения»; отсутствие поддержки и собственных ресурсов для преодоления стресса.
5. С чего начать проверку своей готовности?
1. Изучите юридическую сторону: зайдите на сайты usynovite.ru , changeonelife.ru , изучите Семейный кодекс.
2. Начните с себя: сходите на консультацию к психологу, специализирующемуся на проблемах приемных семей.
3. Запишитесь в Школу приемных родителей (ШПР). Это лучший и главный этап проверки и подготовки.
4. Общайтесь: найдите в соцсетях группы и блоги приемных родителей, читайте их реальные истории, задавайте вопросы.
Список ресурсов для дальнейшего изучения темы:
Нормативно-правовые акты:
1. Семейный кодекс Российской Федерации (глава 19) — основной документ, регулирующий усыновление.
2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
3. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 11.05.2020) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью».
Полезные сайты и порталы:
1. Usynovite.ru — официальный федеральный банк данных о детях-сиротах.
2. Changeonelife.ru — портал «Измени одну жизнь»: видеоанкеты детей, школа приемных родителей онлайн, библиотека материалов.
3. Я — родитель — портал Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Множество статей и консультаций психологов и юристов.
4. Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» — огромная база знаний, статьи, вебинары, юридические консультации.
Книги по психологии приемного родительства:
1. Людмила Петрановская: «В класс пришел приемный ребенок», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно».
2. Наталья Мишарина: «Взять ребёнка в семью. Что нужно знать».
3. Дэн Хьюз: «Осознанное родительство. Как построить отношения с ребенком на основе любви и взаимопонимания» (работа с детьми с травмой привязанности).
4. Брюс Перри, Майя Салавиц: «Мальчик, которого растили как собаку» (о влиянии травмы на развитие мозга ребенка).
Научные статьи и исследования:
1. Теория привязанности Джона Боулби и Мэри Эйнсворт. Основополагающие работы можно найти в академических базах (Google Scholar, КиберЛенинка).
2. Исследования по развитию детей в замещающих семьях. Публикации в журналах «Психологическая наука и образование», «Вопросы психологии», материалы конференций по семейной психологии.
Готовность — это не статичное состояние, а динамический процесс. Начинайте его с честного разговора с самим собой, подкрепляйте знаниями и поддерживайте связь с теми, кто уже прошел этот путь. И тогда ваше решение будет по-настоящему взвешенным, а ваш дом — по-настоящему готовым принять нового человека.
Если у вас остались вопросы или нужна поддержка, пишите мне в телеграмм и мы вместе бережно разберем вашу ситуацию.
Подписывайтесь на мой телеграмм канал
Елена Зеленина – ваш эксперт в вопросах приемного родительства
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев