Книге - 155 лет!!!
В 1870 году в Париже вышел отдельным изданием классический научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна
«Двадцать тысяч лье под водой» (в старых русских переводах — «Восемьдесят тысяч вёрст под водой», в советских — «80 000 километров под водой»), впервые опубликованный с 20 марта 1869 по 20 июня 1870 года в журнале «Magasin d’éducation et de récréation» (рус. «Журнал воспитания и развлечения»), издававшемся Пьером-Жюлем Этцелем.
Роман повествует о приключениях капитана Немо на построенной им подводной лодке «Наутилус» — технологическом чуде описываемого времени. Рассказ ведётся от первого лица, со слов профессора Музея естественной истории Пьера Аронакса, одного из случайных пассажиров этой субмарины.
Первое иллюстрированное, книжное издание (журнальное издание было не иллюстрированным), опубликованное Пьером-Жюлем Этцелем, содержит работы художников Альфонса де Невиля и Эдуара Риу.
Идею фабулы романа, основанной на подводном путешествии, Жюлю Верну подсказала Жорж Санд, которая была дружна с Этцелем и высоко оценила первые романы из серии «Необыкновенных путешествий» — «Пять недель на воздушном шаре» и «Путешествие к центру Земли».
Жюль Верн в ходе работы над романом оставался под впечатлением от польского восстания 1863 года. Изначально капитан Немо был польским аристократом, сражающимся против российского царизма, погубившего всю его семью, но под давлением своего издателя Этцеля, исходившего не только из политической конъюнктуры, но также из здравого смысла, Жюль Верн на время «лишил» Немо национальности, которая так и осталась неизвестна Аронаксу и его спутникам, но становится известной Сайресу Смиту и его спутникам в романе «Таинственный остров». О «польском следе» в его истории напоминает только портрет революционера Тадеуша Костюшко, находившийся среди прочих в каюте капитана. Позже, в романе «Таинственный остров», Жюль Верн раскроет тайну личности Немо и представит его как индийского принца Даккара (не надо его путать с Нана Саибом из более позднего романа Жюля Верна «Паровой дом»), бежавшего после провала восстания сипаев и мстящего Англии, поработившей его Родину.
Художник Риу, иллюстрировавший первое издание романа, придал профессору Аронаксу портретное сходство с Жюлем Верном, а капитана Немо по обоюдному желанию Верна и Этцеля изобразил похожим на Жана Шарраса — полковника-республиканца, изгнанного из Франции после воцарения Наполеона III.
Нет комментариев