В дошкольном возрасте не следует брать для анализа слова с йотированными (двойными) гласными (я, е, ё, ю), так как: буква одна, а звука два: Я – [йа], Ю - [йу], Е - [йэ], Ё - [йо]. Два звука эти буквы обозначают в трех ситуациях:
В начале слова (1-ая буква в слове – ЯМА, ЮЛА); После гласной (МОЯ, МАЯК); После разделительных твердого и мягкого знаков (ПОДЪЕЗД, СТУЛЬЯ).
* В остальных случаях буква обозначает лишь один звук (Я – [а], Ю - [у], Е - [э], Ё - [о]).ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Обучение чтению»
Теперь поговорим об обучении дошкольников чтению. Перед тем, как учить ребенка читать, необходимо научить его звуковому анализу. Это подразумевает следующие умения (материал старшей возрастной группы):
Уметь выделить звук из начала, середины, конца слова.
Примерные задания
Какой звук ты слышишь в начале слова?
Какой звук ты слышишь в середине слова?
Какой звук ты слышишь в конце слова?
Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в начале слова.
Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в середине слова.
Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в конце слова.
Уметь называть последовательно звуки в слове.
Примерные задания
Назови 1-ый, 2-ой звуки в сочетании «гласный – гласный» (АУ, УА, и т. д.).
Назови 1-ый, 2-ой звуки в сочетании «гласный – согласный» (ОХ, УХ, МА …).
Назови 1-ый, 2-ой звуки в сочетании «согласный - гласный » (СА, ХО, НУ …).
Назови гласный звук в сочетаниях/словах типа «согласный – гласный - согласный» (МАК, КОТ, ДОМ и т. д.).
Назови по порядку звуки в словах типа: РАК, СУП, ЛЭС, ДОМ, ПЕНЬ.
Назови по порядку звуки в словах типа: ЛУНА, КАША, ЛИСА, МАКИ.
Назови по порядку звуки в словах типа: ТАНК, ВОЛК, ЛИСТ, ТИГР.
Назови по порядку звуки в словах типа: КОШКА, СУМКА, ПИСЬМО.
Назови звуки по порядку в любых словах (исключаем слова с йотированными гласными, стоящими в следующих 3 позициях:
В начале слова (1-ая буква в слове – ЯМА, ЮЛА); После гласной (МОЯ, МАЯК); После разделительных твердого и мягкого знаков (ПОДЪЕЗД, СТУЛЬЯ)).
Одновременно работать над определением количества и порядка слогов в словах, слов в предложениях.
Последовательность работы над выделением звуков в слове.
Гласные под ударением в начале слова (АНЯ, УТКА, ОСЕНЬ …). Последний согласный в словах (МОТОР, КАТОК, ДОМ…). Выделение начального согласного вне слияния с согласными (КТО, ШКАФ, ЗМЕЙ). Выделение конечного гласного – сначала под ударением, затем – без ударения (ШКАФЫ, МОЛОКО, ОЧКИ, КОТЯТА, САНИ). Выделение начального согласного в сочетании с гласными:
- шипящих [ш ж ч щ] (ШУБА, ЩЕТКА);
- свистящих [с з ц сь зь] (СОБАКА, ЗУБЫ);
- смычно-проходных (ВАТА, КОТ);
- других звуков.
Эта работа должна ПРЕДШЕСТВОВАТЬ чтению!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Алгоритм обучения письму»
Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приемы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз» и т. п.). Пальчиковая гимнастика и массаж/самомассаж кистей рук. Обведение контуров домика улитки, клубка ниток и т. д. широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата. Штриховка сверху вниз (вертикальные линии – «дождь идет», косые линии – «дождь с ветром», круги – «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления. Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями. Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.
Подготовительные упражнения:
- очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;
- обводка контуров геометрических фигур пунктиром;
- проведение линий по точкам;
- штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);
- рисование бордюров;
- написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлей, овал и полуовал).
Написание самих букв (печатных).
Нет комментариев