Игры подготовительного этапа
1. «Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать
необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих
звуков.
2. «Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит
«воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в
ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не
раздували щеки.
3. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох,
необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка
заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь.
Следить за длительным, плавным выдохом.
4. «Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный
шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то
красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
5. «Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку,
обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое
окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в
слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
6. «Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается
шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет
слово.
7. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в
словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч,
называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз).
Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово,
начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и
ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
8. «Оркестр»
Цель: развивать длительный, плавный выдох.
Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых
инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения звуков Р
– РЬ
1. «Лошадка»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников,
две другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за
руки и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу
воспитателя наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом
дети меняются.
2. «Самолеты»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование: гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий
зеленый).
Ход: на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута
гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и
заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики
разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на
аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в
ремонт к механику (логопеду).
3. «Цветные автомобили»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных
флажков.
Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это
руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает
один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате,
подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и
возвращаются на свои места.
4. «Будильник»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок –
будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и
начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время,
будильник начинает трещать: р-р-р.
5. «Вороны»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает
елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой
зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в
круг и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во
все горло разорались. Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки
прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак
рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.
6. «Договори словечко»
Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.
Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ
(фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
7. «У медведя во бору»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к
медведям» и говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.
Игры на закрепление правильного произношения звуков Р -
РЬ
1. «Сороконожка»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит:
Трудно жить сороконожке,
Надевать самой сапожки.
Вот помог бы кто-нибудь
Сорок ножек ей обуть.
Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и
повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к
раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги,
подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.
2. «Магазин»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы,
в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и
т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке
изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те
предметы, которые купил страус.
3. «Африка»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские
животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и
хищников и правильно назвать их.
4. «Замени звук»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить
первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик,
нога-рога, мука-рука и т.д.).
5. «Ру-ру-ру»
Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку
другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по
очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-
башка, ру-ка, ру-чей и т.д.).
6. «Подбери слова»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок
со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети
пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-
каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).
7. «На стройке»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить
прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и
инструмент необходимый для строительства, в названиях которых есть
звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)
1. «Самолет»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо
испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора
высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети
произносят звуки Р и Л попеременно.
2. «Перетягивание каната»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок
с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если
тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р,
если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.
3. «Договори словечко»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со
слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора
и т.д.).
4. «Садовники»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну
клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу
цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс,
василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень,
ромашка, астра).
5. «Измени слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и
получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
6. «Закончи слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова ,
а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит
получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
7. «Ловишки из круга»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование: фанты у детей.
Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится
в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята,
любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На
последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты.
Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать
слова на звуки Р – Л).
8. «Найди себе пару»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по
противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе
пару, как можно быстрее.
9. «Звериная лечебница»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их
изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться
животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать
историю про успешное выздоровление животных.
#РечевыеИгры
Нет комментариев