Курсант авиационного училища в городе Оренбурге Юрий Гагарин
Королев подтолкнул локтем своего заместителя:
— Этот, пожалуй, и полетит первым.
Не только Генеральный конструктор отметил особенность Гагарина, на него уже писали главную аттестационную характеристику: «Юрий Гагарин. Вожак отряда. Капитан спортивной команды. Целеустремлен, инициативен. Развит весьма гармонично. Вынослив. Тактичен, аккуратен, вежлив. Скромен. Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции. Усидчив. Уверенно манипулирует формулами высшей математики и небесной механики. Отношения с женой нежные, товарищеские».
А Байконур уже замер в ожидании заветного мгновения. 10 апреля в скромной деревянной беседке, которую для важности окрестили «павильоном», было объявлено: 12 апреля в космос полетит Гагарин. Его дублер — Герман Титов. В пять утра ракету повезли на старт. В Гвинейском заливе деловито покачивались на волнах суда телеметрического контроля. Накануне Королев честно предупредил:
— При подъеме и спуске будет тяжело. В полете есть немалый риск, о чем собачки не смогли нам рассказать. Много неизвестных: невесомость, радиация, заатмосферные высоты.
После объявления минутной готовности перед стартом голос Королева все же дрогнул. Земля впервые отпускала к звездам своего сына, а он вдруг сказал такое простое, земное слово, которому суждено было стать знаменитым: «Поехали!»
Через пятнадцать минут после запуска радиосигналы «Востока» запеленговали на Алеутских островах. С американской радарной станции в Пентагон ушла шифровка для президента Кеннеди: русский в космосе. Дежурный сразу же передал ее в спальню Белого дома, для президента.
Первый американский астронавт Шепард 5 мая 1961 года совершит только баллистический полет продолжительностью 15 минут, а первый американский орбитальный полет будет 20 февраля 1962 года, корабль «Меркурий» выведет на орбиту астронавта Джона Гленна.
Гагарин успел рассмотреть сказочный ореол вокруг Земли. Тормозное устройство сработало отлично. Корабль охватило сильное пламя, от температуры в 10 тысяч градусов затрещало защитное покрытие. На высоте 4000 метров произошел отстрел люка и выстрелил тормозной парашют. Корабль под огромным оранжевым куполом раскачивали земные ветры. Приземлился! Королев отдал последние команды и отбой всем средствам связи, слежения, поиска, эвакуации, вычислительным центрам.
Тогда не было нынешних пультов управления со всей их сложной конструкцией. Переговорная точка стояла на обыкновенной солдатской белой тумбочке. И рука Королева с микрофоном дрожала от волнения. Многое давило на плечи Королева. Он знал цену этого полета. Да, сто раз перепроверены все расчеты, но ведь перед самым стартом при последней проверке на герметичность обнаружилась утечка. И был доклад оператора: перепроверить сигнализаторы, нет контакта от входного люка. А Гагарин уже трижды докладывал, что готов к старту. Королев спокойно и мягко призывал не волноваться, Гагарин робко попросил: «А можно пустить немножко музыки?» Они подбадривали друг друга до последней минуты.
В глухом владимирском лесу, невдалеке от израненных берез, где взорвался гагаринский самолет, в полуметровой щели в снегу, нашли кожаный бумажник Юрия, и в нем, в потайном кармане была единственная фотография — молодого Королева. Я тоже в Звездном городке видела и этот бумажник, и уже поблекшую, пожелтевшую фотографию, конечно же, любительскую. Королев там стоял в наглухо застегнутой шинели, перетянутой портупеей, взгляд мудрый, оценивающий.
А в их общем деле был и такой случай. Когда впервые человек вышел в космос, в открытый космос, обнаружилось, что «Восход-2» не пошел на ожидаемую посадку, а по-прежнему мчится по орбите. На командном пункте были Королев и Гагарин. Конструктор посмотрел в сторону командира отряда космонавтов, сказал: «Принимайте решение». У Юрия Гагарина уже хватило опыта, смелости, знания космической техники, чтобы принять единственно правильное решение, которое он передал экипажу: «Вам разрешается посадка на восемнадцатом витке с помощью ручного управления». Королев внимательно взглянул в его глаза, восхищенно воскликнул: «Молодец!» Ценил за знания, преданность общему делу.
Нейл Армстронг, ступивший первым на Луну, в Звездном сказал (и по-русски):
— Все мы побывали в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин.
Пятиметровый бронзовый монумент первого космонавта, к подножию которого он положил цветы, оставил его равнодушным, но когда подошла Валентина Ивановна Гагарина, он обнял ее худенькие плечи, долго смотрел в ее лицо пристальным взглядом — и неожиданно для всех смахнул одну и другую слезу.
Франция содрогнулась от горя в тот день, когда фото Юрия Гагарина, окаймленное траурными рамками, появилось в газетах. Он улыбался своей бессмертной улыбкой, с которой когда-то сказал: «Моя жизнь — одно прекрасное мгновение». И с того дня во всех школах Франции — общеобразовательных, католических, реформатских, частных лицеях, колледжах — 12 апреля начинается с рассказа о жизни и подвиге летчика, открывшего человечеству дорогу в космос. Французы ценят мужество. Совсем недавно он был гостем этой страны, где его встречала широкая людская река, разлившаяся на все сорок пять километров от аэродрома Ле Бурже до русского посольства. У могилы Неизвестного солдата рабочий в спецовке отдал ему свою медаль за участие в Сопротивлении. В предместье Парижа, в рабочем городке Пюто его машина ехала по красному ковру гвоздик, а в небо взлетали тысячи голубей. В рабочее предместье Иври он въехал по улице Гагарина. Машину остановили, десятки рук потянулись за рукопожатием. В городе Сен-Дени ему присвоили звание почетного гражданина и вручили «Золотую звезду».
Он выступал во дворце ЮНЕСКО, был гостем ветеранов полка «Нормандия-Неман». Приемы в его честь собирали огромные толпы. Им восхищались. Он говорил о Жюле Верне, величайшем фантасте, который первым запустил в космос снаряд с тремя астронавтами. На Международной выставке авиации и космонавтики он уверял, что человечество с лихвой окупит все, что затратит на штурм Вселенной, что покоренный космос приблизит к людям тайны Земли, ее недр, он «принесет людям горы хлеба и бездну могущества», как и пророчествовал гений Циолковского. Французы решили, что русские не ошиблись в выборе первого: обаятелен, умен, общителен. Не разочаровал и американцев, выступая на сессии ООН. Но Франция была последней страной из тридцати, которые принимали Гагарина как самого желанного и почетного гостя. И многие газеты обошла фотография юной матери из Марселя: она поднесла Гагарину своего малыша и робко попросила:
— Поцелуйте его, вы же святой… Вы увидели землю глазами Бога, вы были рядом с Богом.
В Париже ему подарили очаровательного котенка, и всю дорогу до Москвы он спал у Юрия под сорочкой, не подозревая, что станет самым любимым подарком из всех, какие он привозил детям.
Комментарии 2
Корабль Землю облетел,
А Некто с разумом владельца
Серьёзно на него глядел.
Возможно, ему было грустно.
Возможно, он не ожидал.
А может, лётчик был невкусный
И "Некту" разочаровал...
Мигнула бездна жёлтым глазом
И отпустила храбреца.
Они не встретились ни разу
С тех пор до самого конца...