Самый главный критерий звучания аудиосистемы – чтобы нравилось создателю и слушателям. Но у каждого «нравится» есть слагаемые, и в случае автозвука их довольно много.
Прежде всего – это гладкая частотная характеристика. Не ровная, не горизонтальная, а именно гладкая – то есть на ней не должно быть резких изломов. Узкие провалы отдельных частот наш слух ещё прощает, но выбросы, особенно в области частот ниже 2 кГц, всегда заметны – на средних частотах изменением тембра привычных звуков, на низких – «выстреливающими» нотами. Это определяется без приборов.
Во-вторых – сбалансированное звучание, то есть не должно быть «провалов» или «выпирания» широких частотных участков. Для «натуральных» музыкальных жанров (классика, джаз) это критично, для других – нет. Например, многие направления рока и электронной музыки даже намекают «провалить» средние частоты. Вообще, «сбалансированное звучание» каждый корректирует под себя.
В-третьих – отсутствие искажений и перегрузки (шумов, шорохов, хрипов, призвуков, дребезжания). Это относится как самим компонентам системы, так и к их монтажу – ненадёжные или плохо закреплённые разъёмы могут стать источником проблем.
В-четвёртых – звуковая сцена, это критично для ряда слушателей. В звучании должны ощущаться не только «лево-право», но и «в центре, левее, правее, дальше, ближе». А в идеале ещё и «выше-ниже». Оценить этот параметр в полной мере можно, только имея аудиофильскую запись и схему расположения музыкантов при записи. Но можно успокоить себя тем, что для большинства студийных записей распределение исполнителей по звуковой сцене не соответствует реальному, его задаёт звукорежиссёр при сведении фонограммы. Поэтому звуковая сцена для таких записей (особенно электронной музыки) понятие абстрактное и условное, можно не зацикливаться.
Как это всё проверить? Частотную характеристику можно снять при наличии программы анализатора спектра (доступна для смартфонов) и внешнего измерительного микрофона. Встроенный в телефон для таких тонких замеров не годится.
Если таких приборов нет, можно воспользоваться диском АудиоДоктор, выпущенным в начале века журналом «Автозвук». В сети есть немало его копий. Помимо дорожек для быстрой проверки качества звучания по методике FSQ, разработанной Д.Г. Свободой, там есть и специальные треки, по которым можно «отловить на слух» локальные погрешности АЧХ. Это не самый быстрый способ, зато не требует никаких приборов.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев