Глава «Русского стандарта» Рустам Тарико — типичный self-made man, проделавший путь от дворника до владельца группы компаний, которая стоит, по разным оценкам от $5,4 до $10 млрд.
Сложно сказать, какой бренд холдинга «Русский Стандарт» более известен в России — банк-пионер экспресс-кредитования или популярная водка премиум-класса. Основатель и владелец этого бренда Рустам Тарико сделал миллиарды без начального капитала и номенклатурных связей.
Инновации и предпринимательская интуиция помогают Рустаму Тарико вести глобальную экспансию бренда и компаний Русский Стандарт на международные рынки. Его уникальное знание и понимание нужд потребителя усиливает его вовлеченность в ежедневное управление компаниями, число сотрудников которых менее чем за десятилетие превысило 20 тысяч человек.
Рустам Васильевич Тарико родился 17 марта 1962 года в татарском городе Мензелинске Татарской АССР (по национальности Тарико этнический татарин). Рустам рос без отца. Родители развелись, когда ему был год.
Первые свои деньги Тарико зарабатывал… пением. Рустам организовал в школе модный тогда ВИА – вокально-инструментальный ансамбль. Сначала выступали на школьных вечерах, затем ВИА получил официальный статус ансамбля при Дворце культуры Мензелинска. Ребята выступали на дискотеках и получали за это зарплату.
Впрочем, с музыкой Рустам Тарико решил не связывать свою жизнь, и в 17 лет уехал в Москву, где поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), который успешно закончил в 1989 году.
Мама отправляла Рустаму в Москву деньги, а он их возвращал обратно и просил ее больше не присылать, говорил, что у него свои есть. Он, как и его школьные друзья, первое время работал дворником (зарплаты хватало даже снимать одну квартиру на четверых).
Еще до получения диплома на старших курсах Тарико начал работать в туристической фирме итальянки Эмануэллы Карбончини «Бизнес Тур», которая занималась бронированием номеров в гостиницах Москвы для итальянских бизнесменов. Карбончини мешала бюрократия и коррупционность «Интуриста».
Тарико рассудил — раз «Интурист» мешает зарабатывать, он обойдется без него. Рустам отправился к директору гостиницы «Россия». Женщина, привыкшая иметь дело только с большими начальниками, не приняла молодого человека. Поздно вечером, уходя с работы, она увидела, что тот все еще сидит в приемной. Такая настойчивость заинтриговала ее, и она выслушала предложение Тарико. Оно было достаточно простым: «У вас есть связи с чиновниками, которые выдают иностранцам разрешения на въезд в СССР. При этом за каждого иностранца «России» платят 3 доллара, а «Интуристу» – 70. У меня есть список из сотен бизнесменов, которые хотели бы приехать в Москву, но они не могут получить разрешение и номер в гостинице. Сотрудничество разрешило бы наши проблемы.» Уже через три дня Тарико разместил в «России» первую группу итальянцев и заработал 5000 долларов на комиссии.
Благодаря стараниям Тарико вплоть до открытия «границ» в 1990 году Москву посетили тысячи иностранных бизнесменов. В первый месяц работы в турфирме он заработал 60 тысяч долларов. Но кроме денег Тарико получил кое-что поважнее: возможность напрямую общаться с представителями итальянского бизнеса – первыми, вторыми лицами таких компаний, как FIAT или Olivetti.
В 1990 году Рустам Тарико стал консультантом итальянских компаний Ferrero, Martini & Rossi. К представителю Ferrero SpA Рустам Тарико пришел с предложением продавать «киндер-сюрпризы» за рубли и в простых магазинах. До этого шоколадные яйца можно было купить только в валютных «Березках».
Итальянцы поначалу засомневались. В отличие от Рустама Тарико они пока слабо представляли, как будет развиваться торговля в СССР, и не прогнозировали больших продаж. Молодому человеку дали на пробу всего одну коробку. Тарико не составило проблем быстро продать «киндер-сюрпризы» в то время, когда все отечественные шоколадки были похожи друг на друга. «Я вывел на рынок не только качественный, но и наполненный эмоциональным восприятием продукт — Ferrero Kinder Surprise», — не без гордости вспоминает Рустам Тарико.
Оценив успех предпринимателя, компания предложила ему пройти годовое обучение в Люксембурге и стать штатным сотрудником. Тарико отправился в герцогство, но уже вскоре вернулся назад, после развала СССР перед ним открылись широкие возможности.
Получив ценный опыт и добившись успеха в восьмидесятые годы, Тарико осознал потенциал новых российских свобод – возможность для всех граждан России претворить свои мечты в жизнь. Долгие годы советские люди мечтали о покупке товаров и услуг, ассоциировавшихся с роскошным образом жизни в западных странах. Рустам Тарико использовал это столь долго подавлявшееся стремление к роскоши и вложил все свои заработанные средства в импорт высококачественных иностранных марок. В 1992 году Рустам основал компанию Руст Инк (ROUST Inc.), занимающеюся дистрибуцией премиальных зарубежных алкогольных напитков.
Началось все с того, что итальянские бизнесмены сами вышли на предпринимателя. Их он заверил, что продаст за два месяца в Москве столько Martini, сколько прежде продавалось за год в тех же «Березках». Притом что бутылка Martini тогда стоила дорого — $50.
Когда в гастроном «Елисеевский» поступила первая партия, будущий миллиардер разгружал ее лично. Несмотря на астрономическую цену, люди покупали Martini. Тарико достойно выполнил обещание и получил эксклюзив. К 1994 году компания Roust Inc. стала крупнейшим российским импортером дорогих алкогольных напитков.
По словам Рустама Тарико, это была революция для страны, где пили только самогон, водку и «Советское шампанское» по праздникам. «Мы стали крупнейшим импортером Martini Bianco в мире. После появились и другие премиум-продукты, которые в стране практически отсутствовали. Например, виски или ликер Bailey’s», — вспоминает бизнесмен, который свой первый миллион долларов заработал уже в 1994 году.
Кризис 1998 года обрушил рынок алкоголя в сегменте премиум, и тогда же Рустам Тарико реализовал давнюю задумку собственного алкогольного бренда, рассчитанного на состоятельных, патриотично настроенных россиян. Первым применением новой идеи стало разрешение поистине русского парадокса: на родине водки – в России, где существовал крупнейший водочный рынок в мире — не производилось ни одной местной марки водки класса премиум. Рустам Тарико решил отвоевать по праву принадлежащее России первенство и звание родины лучшей в мире водки. Он создал марку «Русский Стандарт Original», запуск в продажу которой произошел сразу после августовского дефолта 1998 года. Она быстро стала лидером продаж на рынке алкогольных изделий высшего качества в стране.
Производство водки вплоть до 2006 года, пока Тарико не построил собственный ЛВЗ, велось на Санкт-Петербургском ликероводочном заводе «Ливиз». «Ливиз» не производил спирт самостоятельно, поэтому «Русский Стандарт» закупал сырье на стороне. При этом ему удавалось обеспечить стабильность качества водки за счет поставок одного и того же спирта.
Когда руководство ликеро-водочного завода узнало о намерение Тарико и его компании перевести производство своей водки с «Ливиза» на собственный завод, оно обратилось в Роспатент с требованием аннулировать торговый знак «Русский стандарт». В итоге все остались при своих, суд не удовлетворил требования обидевшейся стороны.
В 2006 году в Санкт-Петербурге был открыт завод по производству алкоголя «Русский Стандарт», а в декабре того же года Тарико купил домены Vodka.com и Vodka.ru для международного продвижения водки и бренда «Русский Стандарт». Первый был приобретен у американской компании Nett Corp за 3 млн. долларов, второй – у Артемия Лебедева за 50 тысяч долларов.
В ноябре 2011 года группа «Русский стандарт» приобрела 9,9% акций польского алкогольного холдинга Central European Distribution Corporation — одного из крупнейших производителей водки в мире. Позже Тарико увеличил свою долю в CEDC до 19,5%. В апреле 2013 года испытывая тяжелые финансовые трудности, CEDC подал заявление о банкротстве. И в 2013 году в рамках реструктуризации долга CEDC, Рустам Тарико и его «Русский стандарт» приобрели 100% акций данного холдинга. В результате чего «Русский стандарт» добавил в свой портфель более десяти всемирно известных алкогольных брендов (таких брендов, как «Зеленая марка», Parliament и «Журавли» в России, а также Zubrowka, Absolwent и Soplica в Польше) и занял второе место в мире по объемам производства водки.
К концу 90-х Рустам Тарико приобрел известность в деловых кругах своей амбициозностью и готовностью к риску, но при этом оказался на редкость удачливым. Он купил малоизвестный «Агрооптбанк», переименовал его в «Русский Стандарт» и начал с неизвестного тогда в России продукта — потребительского экспресс-кредитования. Займы без залога и поручителей прямо в торговых центрах, выдача кредитов наличными, а потом и рассылка кредитных карт по почте — такого не предлагал ни один банк. Правда, ни один банк тогда не брал за свои операции такое же огромное вознаграждение.
Инвестиции собственно в банк составили $100 тыс. — столько Тарико потратил на лицензию и приведение к нулю его баланса. Ровно в 10 раз больше было заплачено McKinsey за разработку стратегии и бизнес-плана, еще около $20 млн. ушло на выдачу первых кредитов. Согласно бизнес-плану McKinsey, банк должен был выйти на доходность в 2003 году, однако, по словам Тарико, точка безубыточности наступила уже в 2001. Бизнес банка удваивался каждый год. В 2004 году «Русский Стандарт» занимает 2-е место по объему потребительских кредитов в России, уступая только Сбербанку России. А к концу 2004 Рустам Тарико оценивал свой банк уже в $1 млрд.
Тарико совершил революцию, положив начало обществу потребления. Он предложил «не откладывать жизнь на завтра» и брать кредиты в его банке «Русский стандарт» – первом банке потребительского кредитования. Рисковал Тарико? Безусловно. Но он объясняет, что есть математическая модель (очень сложная), которая позволяет просчитывать риски. Теория вероятности входила в число его любимых предметов в МИИТе. Уже к 2005 году «Русский стандарт» выдал кредиты каждому седьмому москвичу.
В 2007 году бум потребительского кредитования достиг пика (о том стоит ли брать кредит люди практически не задумывались), и скрытые комиссии стали интересовать не только заемщиков банков, но и такие структуры, как ЦБ РФ, ФАС и Роспотребнадзор. В следствии «Русский стандарт» раскрывает немыслимые процентные ставки минувшего года: 79,2% по кредитам для физических лиц и 44,3% по потребительским кредитам. Такие «кабальные ставки» объяснялись «высоким процентом невозвратов». Рустам Тарико был приглашен в Генеральную прокуратуру РФ, где на повестке дня был поставлен вопрос о потребкредитовании, после чего «Русский Стандарт» отменил все скрытые комиссии и снизил процентную ставку. Банку это обошлось в $200 млн. упущенной прибыли, а сам прецедент привел к регулированию эффективной процентной ставки в банковском секторе.
В 2009 г. «Русский Стандарт» показал убыток в размере 4,5 млрд. рублей, однако в первой половине 2010 года сумел получить более 2 млрд. рублей прибыли и занять 16-е место в рейтинге самых прибыльных банков по версии журнала «КоммерсантЪ-Деньги».
Кода Рустама Тарико спрашивают почему его холдинг не выходит на IPO (IPO или Initial Public Offering расшифровывается как «первоначальное публичное предложение» акций широкому кругу инвесторов на специально организованной биржевой площадке), он отвечает — «Люди делают IPO, когда им не хватает денег, у нас их достаточно. Мы прибыльная компания. А если становиться публичными, будут какие-то люди в наблюдательном совете сидеть, мне нужно будет перед ними отчитываться. Зачем мне это?»
На сегодняшний день на территории России открыто 193 представительства и 9 филиалов банка «Русский стандарт». Кроме того, открыто 25 региональных управлений на территории Украины. Сотрудниками банка «Русский стандарт» являются около двадцати тысяч человек.
Бренд «Русский Стандарт» — один из самых успешных и известных на российском потребительском рынке. История развития масштабных бизнесов холдинга — история стремительного и стабильного роста, в основе которого постоянное внимание к нуждам потребителя, внедрение самых передовых технологий, ориентация на лучший мировой опыт, поиск парадоксальных управленческих решений, работа на опережение. Быть первым, быть пионером в том или ином направлении бизнеса — стратегия успеха бренда. Чего бы это ни касалось — выведения на рынок алкогольных напитков водки класса премиум, или массового кредитования физических лиц.
Рустам Тарико признает, что в основе интуиции, которая вела его в деле построения бренда, лежат тщательный маркетинг, ориентация на нужды потребителей, а также постоянное взаимодействие с мировыми консалтинговыми, маркетинговыми, финансовыми организациями.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев