Всем кто не вернулся с поля боя и пал смертью храбрых, всем кто вернулся и продолжил жить и работать на благо своей необъятной Родины, поднимал с колен разгромленную войной страну, всем тем, кто ковал победу в тылу, детям тех страшных военных лет отдаём низкий поклон до самой земли - матушки. Никто не забыт и ничто не забыто.
И у каждой семьи есть свои герои - фронтовики, труженники тыла, их фотографии бережно хранятся в семейных архивах.
Вот это фото я помню столько, сколько помню себя. На фото мои прадед и прабабушка Пётр Никитич и Васса Ивановна Мартыновы с дочерьми. Сидит Пётр Никитич и смотрит куда-то вдаль. А что там будет? Там тяжёлые годы войны, потеря самого дорогого что есть на свете сына и дочери. Мой дед их старший сын, участник Финской компании, участник Курско-Обоянской операции. В 1942 году был тяжело ранен и отправлен в тыл работать.
- Тяжёлого братку привезли - вспоминала дедова младшая сестра Зоя - мы думали и не выдюжит. А у молодой ребёнок, и колхозная работа на дому (молодой они называли мою бабушку, тоесть сноху).
Тётя Зоя рассказывала, а у самой слёзы катились из глаз.
Колхозной работы много было. Во время войны в деревне было два колхоза. Пётр Никитич - мой прадед в своём дворе держал 12 колхозных лошадей, так распорядилась начальство, потому что место позволяло во дворе, так как в колхозе конный двор пришёл в упадок и требовал ремонта, а средств не было.
-Кому только ухаживать за двенадцатью лошадьми - спросил Пётр Никитич - все при работе с утра до ночи.
-У Вас дочь подрастает - кивнул на Зою бригадир, а ей то всего было ничего, ребёнок ещё. Ухаживала девчонка за колхозными лошадьми вместе с отцом, и ещё успевала учиться в школе.
Так вот. Сразу как привезли моего деда Василия Петровича домой в Серпиевку, пришёл бригадир из колхоза и принёс ещё работу на дом и для него - плести сбруи для лошадей тоже на два колхоза. Полулежа с перевязаными рёбрами он плел сбруи, Зоя и тут умудрялась помогала брату и снохе выполнять эту работу. Задание было большое всегда, спрашивали строго и много, так как в колхозах рабочих рук не хвалало. Помаленьку раненый начал выздоравливать. Тут случилось несчастье, сестра Саня перевернулась на тракторе, Саня работала трактористкой в поле. Мужиков - то в деревне на пересчёт, да и те раненые, тяжёлые и конечно в поле не работники, без рук без ног ведь некоторых домой привозили. После аварии долго болела Александра, перевели её на лёгкий труд в детский садик, но травмы тяжёлые были, вскоре Сани не стало. Похоронили молодую красивую Саню - труженницу тыла трактористку Серпиевского колхоза. Очень тяжёлые были и послевоенные годы. Не только в колхозе рабочая сила нужна была, но и на заводах. Мартынов Николай Петрович младший сын моего прадеда и моей прабабушки трудился на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Непоправимый случай на производстве, и Колю молодого и красивого привезли в родную Серпиевку и похоронили рядом с Александрой с почестями.
- Вскоре и мамы с тятей не стало, а мне было всего 19 лет - закончила свой рассказ тётя Зоя
Я всё время думаю, вот если бы не эта война, столько бы горя не было например в этой семье. А семей таких - вся наша большая страна! И чем дальше от этих событий, тем больше хочется, чтобы это всё не ушло в забвение, хочется ещё больше знать о тех, кто ушёл ради Мира на этой земле, кто погиб за независимость нашего народа, отстоял духовное и культурное наследие нашей страны.
Вечная память Героям!
Е. Мартынова-Тимакова
1 фото семья Мартыновых Вассы Ивановны и Петра Никитича. Сзади родителей стоят Анна и Александра, с родителями сидит Зоя (Васса Петровна Творогова)
2 фото Мой дед Мартынов Василий Петрович.
3 фото Мартынов Николай Петрович младший брат моего деда. Погиб на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев