«Уральцы не ценят доставшегося наследства»
– Что уже потеряно безвозвратно, а что еще можно сохранить в историческом центре города?
– На мой взгляд, современное состояние исторического центра Уральска гораздо хуже, чем в советское время. И если где-то в Куренях и на Большой Михайловской это не так заметно, то на Туркестанской площади, в районе Столыпинского бульвара и Пушкинского сада, городского рынка, набережной Урала, уже случилась архитектурная катастрофа.
Разрушено и обезображено множество исторических построек, нарушены масштаб, квартальная целостность и стилистика застройки. Вместо ожидаемого улучшения и совершенствования городской среды происходит быстрая деградация.
Возможно ли сохранить то, что осталось? Сохранить, безусловно, можно, если кто-то этим озаботиться. Пока же заботятся о том, чтобы сохранять оставалось как можно меньше. Нынешние уральцы не понимают ценности того, что им досталось в наследство. Они спешат поскорее выкинуть на свалку весь этот «антикварный хлам», заменить его дешевым, но ярким ширпотребом. И все же, старый город каким-то чудом, существуя во фрагментированном состоянии, еще сохраняет дух прошлого. И поэтому биться есть за что. Это Курени, Татарская слобода и Казанская площадь, прибрежные зоны Урала и Новоселки, историческая застройка Большой Михайловской улицы и Туркестанской площади, пойменные природные ландшафты, прилегающие к старому городу. Если не обуздать частную стихию, то она рано или поздно все это уничтожит.
«Нет правил землепользования и застройки»
– Что нужно сделать, чтобы уберечь исторический облик Уральска от полного исчезновения?
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо назвать основные причины, которые привели старый Уральск к критической черте. Устранение этих причин и есть путь к сохранению. Но проблема сохранения исторической архитектуры Уральска является лишь частью общей проблемы сохранения историко-культурного наследия в Казахстане, которая, в свою очередь, отражает степень зрелости общества и гражданских институтов, состояние культуры и образования. Чем примитивнее государство и общество, тем хуже обстоят дела с сохранением историко-культурного наследия. В Казахстане, к счастью, есть и серьезные реализованные проекты, и государственные программы. Но имеются и вандализм, и разрушения.
Что касается нынешнего состояния исторического центра Уральска, то это есть зримый результат отношения к нему как городских властей, так и городского сообщества. И результат этот интересен тем, что подводит определенный итог под охранной и градостроительной деятельностью в условиях изобильного периода «высоких нефтяных цен».
Что бы там не говорили, но денег было достаточно в провинциальном Уральске. Обильно строились нужные и ненужные дворцы, спортивные комплексы, фонтаны, мосты и набережные. Но этим ли нужно было заниматься в первую очередь?
Проблема сохранения исторического центра – лишь часть общей градостроительной политики, которая в современной практике невозможна без разработки основополагающего документа – правил землепользования и застройки города (ПЗЗ). Это основной документ, который устанавливает ясные и прозрачные правила игры, регулирует баланс интересов города и застройщиков.
Именно этим документом необходимо было регламентировать строительную деятельность в исторической части города, так как охранные зоны и мероприятия автоматически включаются в него. Но такого документа не появилось. Это привело к разрушениям в историческом центре. С одной стороны частный застройщик на свой вкус и лад искажал и перестраивал старые здания и кварталы, а с другой стороны городские власти санкционировали переводы градостроительно значимых территорий в частную собственность. Причем последнее наиболее драматично, так как лишило город возможности реализовать хотя бы в отдаленном будущем важные градостроительные и общественные объекты – бульвары, парки, набережные и площади.
То есть городские власти, фактически отказавшись от своих прямых функций регулятора, не только отдали исторический центр на полный откуп частной стихии, но и сами активно участвовали в дележе пирога. До сохранности ли какого-то исторического центра было в тот бурный период? Общественность, если и протестовала, то крайне вяло. Большая часть Столыпинского бульвара, Фурмановский сад, рыночный сквер, прибрежные территории Урала и Чагана безвозвратно уплыли в частные руки.
Уральск – один из немногих городов Казахстана, где еще с советских времен существует областная инспекция по охране историко-культурного наследия. Эта организация появилась в Уральске неслучайно. Уже в конце советского периода появилось понимание того, что в этом историческом городе необходим системный подход к охране памятников. Архитектурно-реставрационный десант республиканских специалистов в 1980-х годах выявил большой объем работы. Массу объектов необходимо было паспортизировать, подготовить к ремонту и реставрации. Предстояла большая и ответственная работа по разработке охранного зонирования. Инспекция и была призвана этим заниматься, а власть помочь в скорейшей разработке зон охраны. В реальности же деятельность этого органа свернулась до минимума. Ни нормального помещения, ни нормального финансирования, ни нормальных условий работы. В период всеобщего процветания инспекция выживала, буквально сидя на чемоданах. Из-за недостатка кадров и финансирования она не была способна полноценно осуществлять свои функции.
Комментарии 6