В 1891 году, одновременно с Триумфальной аркой на Туркестанской площади, на Соборной площади в Куренях была устроена временная Георгиевская арка: «На площади, перед древнейшим в войске храмом во имя Св.Архангела Михаила, где предназначалось чтение Высочайше и Всемилостивейше пожалованной войску Уральскому грамоты и освящениезнамен, вновь дарованных всем Уральским полкам, была воздвигнута в центре арка, с надписью «Боже Царя Храни!», украшенная флагами и гирляндами...» (Э.Э.Ухтомский «Путешествие Государя Императора Николая II на Восток в 1890-1891 гг. 1897 г.» с.227). Сохранилась фотография и даже, редчайший случай для Уральска, - акварельный цветной рисунок этой арки! Через нее наследник проследовал в рощу, переименованную по этому случаю из Ханской сначала в Георгиевскую, а затем Цесаревичеву. Здесь, в специально построенном павильоне, он дал «торжественный обед Уральскому войску в лице его представителей, офицеров, чиновников, духовенства, станичных атаманов, депутатов выборных от станиц, кавалеров знака отличия военного ордена, учителей народных школ и собранных на праздник нижних чинов строевых частей, равно как депутатами от киргизских обществ, явившихся приветствовать Наследника Престола».
Но вернемся к арке Цесаревича на Туркестанскую площадь. Как уже было отмечено, до нее приблизительно на том же месте в 1875 г. была построена временная Балканская арка. Однако и она была не первым сооружением. Формирование Туркестанской площади началось с устройства последнего городского вала в 1807 г. В тот год от страшного пожара сгорел почти весь город. С целью предотвратить такие пожары в будущем, начальник края, оренбургский генерал-губернатор князь Г.С. Волконский, заставил отстраивать город по новому регулярному плану с прямыми и широкими улицами. Это решение потребовало значительно расширить городскую территорию. Прежний городской вал, устроенный по Крестовой улице в 1784 году, пришлось срыть, а новый был устроен дальше, по северному краю будущей Туркестанской площади, приблизительно по современной Красноармейской улице. Этот вал просуществовал вплоть до 1880-х годов. К этому времени Уральск перестал быть пограничным городом-крепостью, а с притоком иногороднего населения начал быстро расширяться в северном направлении. Существование укреплений потеряло всякий смысл, вал был вскоре срыт, а ров засыпан.
В месте пересечений этого вала с Большой Михайловской улицей были устроены ворота, по традиции называвшиеся Большими. От них уходили две дороги в Оренбург и Самару. Помимо Больших ворот, существовали Малые ворота в створе Уфимской улицы (ныне пересечение ул. Сурова и Красноармейской) и Соляные ворота в створе Камышинской (ныне территория завода «Зенит»). На плане Уральска 1870 г. видно, что Большие ворота находились где-то напротив нынешнего Казахского драматического театра, т.е. несколько севернее будущей арки Цесаревича. По поводу Больших и Малых ворот в 1874 г. Н.Ф.Савичев отмечал: «Заровнялся старый городской вал, выкопался новый потовыми общественными трудами и воздвигнулись на двух выездах негрозные, однако с крепкими затворами и шлагбаумами башни, не столько для защиты города от неприятеля или вообще от недобрых людей, сколько для остановки и расспросов всех проезжающих. Башни эти дожили и до того, что от них взяли караул и даже сняли тяжелые полотнища с ворот их и уничтожили пестрые шлагбаумы. Башни эти и теперь стоят невредимыми, не мешая более никому и не нуждаясь более в ремонтировке...» (УВВ, 1984, №31-35). К сожалению, до нас не дошло ни одного изображения этих ворот, которые также были в некотором смысле предшественниками будущей триумфальной арки. Поздним летним вечером 1837 г. через эти ворота въехал в город кортеж наследника цесаревича Александра Николаевича, сопровождаемого воспитателем и поэтом В.Жуковским. В вечерних сумерках подъезд к воротам на версту освещался импровизированными факелами: «За башней по обе стороны дороги смоляные бочки расставлены, чтобы зажечь их, т.е. сделать честь царь-наследнику, когда он будет въезжать ночью» (УВВ, №7, 1909).
Скорее всего, именно через эти Большие ворота в город въехал осенью 1833 г. А.С. Пушкин. К этим воротам подходили основные дороги из Самары и Оренбурга, через них же гости сразу попадали на центральную улицу, место проживания войсковых и городских аристократов. Впрочем, среди местных краеведов существует версия, что поэт мог въехать в город и через второстепенные Малые ворота.
С местом, на котором непосредственно была построена арка Цесаревича, далеко не все ясно. Сохранилась фотография Туркестанской площади еще до строительства арки, где точно на ее месте видно квадратное поле, огороженное двумя рядами деревянного ограждения. В приведенной выше цитате из «Войсковых ведомостей» оно названо сквером. Сквер этот - сам по себе достаточно загадочный объект. Некоторые краеведы считают, что именно на этом месте случились печальные события 1804 года, вошедшие в историю как «Кочкин пир». Более того, высказываются мнения, что именно на этом поле были захоронены некоторые запоротые насмерть «несогласные» казаки, не пожелавшие принять «штат». Однако А.Б.Карпов в примечаниях к «Памятнику казачьей старины» прямо указывает, что на месте кровавой расправы майором Кочкиным над «несогласными» «вплоть до 1872 года стояли три креста. Впоследствии при расширении города, эти нресть пришлись как раз посередине Боль шоп улицы против дома Ип. Сел Сладкова и бывшей Киргизской школы, за аркою Наследника Цесареви ча и были сняты как мешавшие езде, (УВВ, №7, 1909). Получается, что кре сты стояли вообще за городом и Большими воротами, а сквер, находивший ся гораздо южнее по центру площади, не имеет никакого отношения к событиям 1804 г.
С архитектурной точки зрения, место, выбранное для строительства новой арки, было удачное. Она эффектно замкнула пер спективу Большой Михайловской ули цы и ее северного продолжения в Садовой улице. Менее удачно арка вста ла на обширной Туркестанской площади, на которую были обращены не столь интересные боковые фасады.
Здесь стоит остановиться непос редственно на архитектурных особен ностях этого необычного сооружений, хранящих ряд неразгаданных загадок
По сей день остается неизвестным архитектор арки. В 1888 г. скончался войсковой архитектор Иван Андреевич Тец, достаточно продолжительное время занимавший эту должность. Известно, что перед смертью Иван Андреевич начал заниматься подготовкой к будущему празднику. В 1887-88 гг. он разработал эскизный проект первого варианта юбилейного храма Христе Спасителя, который предполагалось выстроить к приезду цесаревича Вполне возможно, что идея сооруже ния арки и место могли обсуждаться еще при Теце. После его смерти и непосредственно в 1891 г. должность войскового архитектора исполнял Болеслав Иванович Родзевич. В отличии от многолетней и плодотворной деятельности И.А.Теца, оставившего после себя значительное число построек, о кратковременной деятельности Б.Родзевича в Уральске практически ничего неизвестно. В юбилейном справочнике Императорской Академии художеств есть краткая информация о том, что архитектор Родзевич Болеслав учился в данном заведении на архитектурном отделении. В 1882 г он окончил научный курс, в 1884 г. получил за учебные,проекты две серебряные медали, а в 1885 г. одну (Юбилейный справочник Академии художеств 1864-1914. Сост. С.Н. Кондаков т.2. с. 381). То есть Родзевич, как и ранее Тец, получил архитектурное образование в Петербурге, в Академии художеств есть краткая информация о том, что архитектор Родзевич Болеслав учился в данном заведении на архитектурном отделении. В 1882г. он окончил научный курс, в 1884 г. получил за учебные проекты две серебряные медали, а в 1885 г. одну (Юбилейный справочник Академии художеств 1864-1914. Сост. С.Н. Кондаков т.2. с. 381). То есть Родзевич, как и ранее Тец, получил архитектурное образование в Петербурге, в Академии Художеств и приехал, будучи молодым специалистом, в Уральск. Имя Родзевича появляется в «Уральских войсковых ведомостях» лишь один раз. Он, вместе с атаманом Н.Н.Шиповым и инженером И.Н. Небароновым, назван среди попечителей областной выставки местных произведений, проходившей в юбилейные дни 1891 г. (УВВ, №13, 1891). Карьера Родзевича в Уральске, судя по всему не задалась, и он вскоре уехал. Понятно, что столь скудные сведения не дают установить роль Родзевича в строительстве арки. Вполне возможно, что он и мог быть автором или курировать уже начатую стройку. Мало вероятно, чтобы такое крупное и сложно украшенное здание было возведено всего за 3-4 теплых месяца 1891 г. Наверняка строительство арке началось в теплый сезон предшествующего 1890 г.
Судя по дошедшим фотографиям, мы видим довольно необычное сооружение. Это четыре высокие восьмигранные башни, увенчанные куполами и соединенные между собой подковообразными арками. Причем большие арки устроены по оси Большой Михайловской улицы, а меньшие - по оси Туркестанской площади. Пропорции здания нарочито тяжелые, формы массивные, вид почти крепостной. Крепостной характер арки усиливают высокие аттики, украшенные пятью зубчатыми выступами. На северном фасаде импост (обрамление) арки украшает надпись, выполненная в кирпиче: «Наследнику цесаревичу», на южном - «Верноподданные жители Уральска». «На аттиках по две даты -1591 и 1891 г.г. Эти же юбилейные даты 300-летия служения Уральского казачьего войска отечеству и престолу и сегодня украшают декоративные бастионы у храма Христа Спасителя. Высота ворот, как отмечали «Ведомости», - 27 аршин, или 19 метров, т.е. это высота шестиэтажного дома! Арка действительно была монументальным сооружением.
Стилистика арки многослойна и эклектична. В целом легко угадывается сплав мавританско-византийских мотивов. Это и подковообразный рисунок арок и окон, и характерная полосатая фактура стен, выкрашенных в контрастный краснобелый колер. По-видимому, такой, несколько экзотичный, восточный вид арки должен был, по мнению строителей, символизировать непосредственную связь города и войска с Азией. Эта особенность хорошо заметна в сравнении. Дело в том, что триумфальные арки строились на пути высокого гостя во всех городах, находившихся на пути следования кортежа цесаревича, а он, как известно, двигался по России с востока от Владивостока на запад, к Уральску. Однако архитектура этих арок совершенно иная. В основном они были выстроены в национальном «русском» стиле, особо популярном в царствование Александра III.
Упоминая о маршруте цесаревича, самое время остановиться на прибайкальском городе Иркутске, в котором наследник побывал, следуя по пути к Уральску в июне того же 1891 года.
Как-то, рассматривая коллекцию дореволюционных открыток российских городов, я обратил внимание на здание музея Восточно-Сибирского Императорского отделения Русского географического общества (ВСОИРГО) в Иркутске. Оно мне показалось очень знакомым. Каково же было мое удивление, когда я увидел на главном фасаде этого здания фактически до деталей воспроизведенные элементы уральской Триумфальной арки!
Комментарии 4