https://youtu.be/5JeXSysulCE )
📆29 октября мы вместе с экспертами и руководителями сферы образования попытались разобраться в вопросах одной из самых животрепещущих тем академического сообщества - плагиата и цифровой открытости. Обсудили тему защиты собственных произведений, воспитания корректных академических практик у студентов, автоматической проверки текстов, пиратства и правильной работы с собственными онлайн-курсами. Онлайн-встреча экспертов стала рекордной по количеству зрителей!
Модерировал дискуссию Александр Сафонов, главный редактор по контенту Образовательной платформы «Юрайт». Присоединяйтесь к интеллектуальной беседе — смотрите круглый стол в записи: https://youtu.be/5JeXSysulCE !
✅Участники дискуссии:
— Павел Николаевич Бирюков, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и евразийского права юридического факультета Воронежского государственного университета
— Наталья Юрьевна Иванова, генеральный директор компании IPR MEDIA
— Анна Викторовна Кулешова, к.с.н., председатель Совета по этике научных публикаций АНРИ, член Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований, руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ
— Анна Александровна Никлаус, кандидат политических наук, доцент, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности
— Юрий Викторович Чехович, исполнительный директор компании Антиплагиат, кандидат физ.-.мат. наук
⏰6:21 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=381 Начало выступления Юрия Чеховича, тема “Открытый доступ к квалификационным работам: авторское право и авторские обязанности”
⏰7:35 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=455 Квалификационные работы - произведения, для которых не предусмотрена публикация. Их материалы обычно публикуются в рамках других жанров - можно использовать в выступлении на конференции, статьях. «Основное назначение квалификационных работ — подтверждение обществу полученной в рамках учебной или научной деятельности квалификации, которая дает право заниматься определенным видом деятельности».
⏰10:06 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=606 Об открытом доступе к диссертациям - Постановление Правительства РФ от 2013 года.
⏰11:32 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=692 Открытый доступ к ВКР - Белгородская декларация. «Получается, что сейчас общество фактически лишено возможности оценки качества квалификационных работ, с помощью которой ее автор получит право от общества выполнять ту или иную деятельность».
⏰12:30 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=750 «Помимо того, что у автора диссертации или диплома есть авторские права, должны существовать и обязанности, и одна из них заключается в обязательном открытом доступе к квалификационной работе».
⏰14:10 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=850 Аргументы за открытый доступ к ВКР: прозрачность присуждения степеней, реальная ответственность вузов за результаты работы, повышение мотивации студентов в подготовке и др.
⏰15:57 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=957 Вопрос модератора - каковы технологические перспективы развития
⏰16:42 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1002 «Мы работаем над тем, чтобы повысить понятность результатов системы “Антиплагиат”»; «После 2014 года, когда все осознали, что область прозрачна, плагиат фактически ушел».
⏰19:19 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1159 «У автора — обязанность передать право на открытый доступ, а техническая обязанность публикации — у учебного заведения».
⏰20:13 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1213 Вопрос модератора
⏰21:43 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1303 «Мы все с вами как потребители услуг тех, кого выпускают, заинтересованы в открытой публикации дипломов и диссертаций».
⏰22:58 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1378 Начало выступления Анны Никлаус (Российская государственная академия интеллектуальной собственности)
⏰24:10 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1450 «Интеллектуальная собственность сейчас повсюду, но даже абитуриентам и их родителям иногда приходится устраивать вводную лекцию о том, что это такое. Спасибо “Юрайту” — теперь будет такой полезный вебинар!»
⏰25:41 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1541 Факторы развития интеллектуальной собственности и ее новые задачи: размытие границ во время карантина - совместные с иностранцами проекты, скорость обмена информации, возрастание доли нематериальных активов и др.
⏰28:01 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1681 «Я выделяю две тенденции — унификация законодательства с международным правом по защите интеллектуальной собственности и активное участие нашего государства в области охраны результатов интеллектуальной деятельности».
⏰30:30 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1829 «Хочу повторить благодарность “Юрайту” — наша дискуссия сегодня на очень важную и во многих аспектах щепетильную тему».
⏰31:15 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1875 Вопрос модератора
⏰31:35 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=1895 Анна Никлаус: «Сегодня в работе со студентами важно донести до них сведения об ответственности за копирование или "пиратство". Мы еще никуда не ушли от этого. В ВКР встречается большой процент заимствований. Ужесточение правил — это правильный вектор работы в данном вопросе. Гораздо ценнее достичь чего-то самому, чем тихо у кого-то скопировать — и к старшим курсам ребята начинают это осознавать».
⏰33:34 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2014 Анна Никлаус: «Коэффициент заимствований уменьшился в разы за последние 5—6 лет — процесс идет».
⏰34:54 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2094 Анна Никлаус: «Рабочие программы дисциплин — сейчас целый цифровой комплекс. В этом его прелесть и проблема. При работе с аудиовизуальными материалами возникает много вопросов — например, как заимствовать звуковой ряд».
⏰36:44 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2203 Вопрос от IPR
⏰40:32 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2431 Вопрос модератора
⏰42:08 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2528 Анна Никлаус: «Должна быть гигиена в области интеллектуальной собственности, ответственность за все созданное — и это обязательно надо объяснять студентам».
⏰44:09 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2647 Начало выступления Натальи Ивановой (IPR MEDIA) с темой “Библиотека как агрегатор авторских прав вуза: болевые точки и “средства от боли”. Риски, когда контент выходит за пределы вуза.
⏰47:34 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2852 Проблемы университетов, возникающие в случае отсутствия надлежащего оформления авторских прав на издания.
⏰49:02 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2940 «Способы получения вузом прав на издания — заключение прямых договоров с авторами или оформление как служебных произведений».
⏰49:05 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=2943 Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.
⏰52:37 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=3154 «Университеты зачастую не вникают в глубину вопроса, кто правообладатель, и так возникают непреднамеренные нарушения закона “Об авторском праве”».
⏰57:00 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=3417 «Если вы видите свое произведение на чужом ресурсе — боритесь за свои права».
⏰59: 16 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=3554 Анна Никлаус ( Российская государственная академия интеллектуальной собственности): «“Юрайт” объединяет! Я согласна с Натальей Юрьевной и хочу добавить, что всем вузам надо обратить внимание на то, что нематериальный актив помогает им подниматься в рейтинге».
⏰1:02:13 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=3733 Наталья Иванова (IPR MEDIA): «В университетах очень слабо знают авторское право. Хлеб воровать плохо, но чью-то диссертацию — нормальный поступок».
⏰1:03:35 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=3812 Юрий Чехович (Антиплагиат): «Сейчас ты взял текст, решил свою проблему, но через несколько лет тебе это аукнется».
⏰1:05:45 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=3942 Александр Сафонов (Юрайт): «Автор отвечает за свое произведение, как за собственного ребенка, чтобы он попал в хорошую компанию, а не в помойку плагиата, где даже оригинальное произведение будет окружено мусором, и это будет подрывать доверие к нему. Бороться за лучшую судьбу и качественное распространение — в интересах автора».
⏰1:07:15 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4032 Начало выступления Анны Кулешовой (АНРИ).
⏰1:07:27 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4044 «Сегодня в России более 10 тысяч ученых имеют доказанные нарушения академической этики, более 60 ректоров со списанными диссертациями — в таком мире мы живем, и хотелось бы его поменять».
⏰1:09:47 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4185 О депонировании текстов, изображений, формул и системах депонирования.
⏰1:11:39 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4298 «Если все-таки плагиат случился, то может и должна быть ретракция статьи!»; «Ссылаясь на тот или иной текст, важно проверить, не отозван ли он».
⏰1:12:03 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4321 «Если вы цитируете не того человека, вы усугубляете наукометрические искажения — Хирш растет у плагиатора».
⏰1:12:45 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4365 Пример ретрагированного текста, профиль автора в Научной электронной библиотеке. Можно посмотреть нужное произведение там и решить, как именно цитировать и цитировать ли.
⏰1:14:46 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4484 «Ретракция никак не была институционализирована в России. Только в 2017 году Совет по этике АНРИ запустил механизм ретракции. Заметьте , не Минобрнауки, не ВАК».
⏰1:18:08 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4686 Вопрос модератора
⏰1:20:52 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4851 «Провокация на преступление - когда в начале года в университетах спрашивают, сколько раз будет процитирована статья».
⏰1:22:35 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4952 Вопрос модератора
⏰1:22:54 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=4972 «Если вы отправили статью в редакцию и в течение двух недель не получили ответ, вы просто информируете редакцию о том, что забираете текст и спокойно отправляете его в другое издание».
⏰1:23:28 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=5006 «Авторы хотят быстрее опубликоваться, отправляют статью в издание с плохой репутацией, потом понимают, что отправили ее в журнал-хищник, решают отозвать, и им отвечают — окей, 1000 долларов, и мы не будем публиковать ваш текст».
⏰1:24:23 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=5061 Начало выступления Павла Николаевича Бирюкова (Воронежский государственный университет)
⏰1:26:29 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=5187 «К вопросу о служебных произведениях. Если я написал учебник по международному праву, то возникает вопрос, как соотносятся мои обязанности с этим изданием. Права на учебник я передал издательству, и в договоре сделал указание, что материалы буду использовать в учебной работе. В рамках трудовых обязанностей РПД принадлежит университету, а учебник — нет».
⏰1:31:24 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=5484 «Чтобы не доводить до греха, можно начитывать лекции на видео и делать на них гиперссылки в онлайн-курсе».
⏰1:36:23 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=5783 Александр Сафонов (“Юрайт”): Как защищать свои авторские права при создании онлайн-курсов?
⏰1:38:39 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=5919 Юрий Чехович (Антиплагиат): «Если подписан договор, многое становится проще и понятнее».
⏰1:39:28 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=5968 Павел Бирюков (Воронежский ГУ): «Только заключение договора поможет защитить авторские права при создании онлайн-курсов!»
⏰1:40:36 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=6036 Юрий Чехович: «Диссертационный совет фактически не занимается экспертизой диссертации. Устанавливают требование процента оригинальности — и дальше хоть трава не расти. А диссертация имеет право быть не оригинальной вовсе — она может полностью состоять из текста статей автора, поэтому мерить процент оригинальности диссертации бессмысленно».
⏰1:41:57 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=6117 Анна Кулешова (АНРИ): «К слову о данных “Антиплагиата”: перекладывание ответственности с человека на машину очень удобно, но неправильно»; “Важно не воспроизводить безумие: принуждение к рерайтингу не этично, а переписывание законов РФ своими словами, чтобы обойти Антиплагиат, ненормально”
⏰1:44:10 https://youtu.be/5JeXSysulCE?t=6248 Павел Бирюков (Воронежский ГУ): «Согласно ФЗ “О библиотечном деле”, если библиотека возьмет и оцифрует все произведения, предоставив к ним доступ через свой сайт бесплатно, никакого нарушения нет».
Дискуссия получилась необыкновенно информативной и оказалась актуальной: в режиме онлайн за ней наблюдали 1952 зрителя - это рекорд! Участники успели обсудить проблемы интеллектуальной собственности университетов и профессорско-преподавательского состава, нарушений академической этики, хищных журналов и многие другие аспекты авторского права.
Мы регулярно организуем отраслевые и тематические дискуссии, обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования, задаем им интересные вопросы! Участвуйте и вы: голосуйте в Ментиметре, задавайте злободневные вопросы в чате прямо в ходе обсуждения!
Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал ( https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about ),
✅следите за обновлениями в соцсетях ( https://vk.com/iurait , https://m.facebook.com/URAITpublishing/ , https://instagram.com/urait_education ), развивайтесь и будьте в курсе образовательных трендов!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев