https://youtu.be/KX9vzsQLlk8 )
📢Сегодня мы вместе с экспертами и руководителями из ведущих вузов России попытались разобраться в вопросах научной составляющей университетов — в отношениях компетенций исследователя и преподавателя, в интеллектуальной собственности вуза и публикационной активности ППС, в академической нагрузке на преподавателя и, конечно, поговорить о том, как вовлекать молодежь в науку.
💫Модерировал дискуссию Александр Сафонов, главный редактор по контенту Образовательной платформы «Юрайт». Присоединяйтесь к интеллектуальной беседе — смотрите дискуссию в записи: https://youtu.be/NiW0vF2VTt0 !
Участники:
🗨️ Андрей Александрович Лиховид, проректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета;
🗨️ Олег Полушкин, проректор по НИР и ИД Донского государственного технического университета;
🗨️ Виталий Владимирович Сергеев, проректор по научной работе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, д. т. н., профессор, член-корреспондент РАН;
🗨️ Игорь Геннадьевич Сизов, д. т. н., профессор, проректор по научной работе и инновациям Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления;
🗨️ Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО. К. ф. н. (СПбГУ), PhD (Калифорнийский университет в Беркли), в 2006–2009 гг. — постдокторальный исследователь, преподаватель и член научного общества гуманитарных наук Колумбийского университета, в 2009–2011 гг. — международный исследователь и стипендиат фонда Ньютона Британской академии. Эксперт по трансформации университетов, автор online-курса «Управление университетами».
👨💼06:04 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=364 Начало выступления Виталия Сергеева, проректора по научной работе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента РАН. Доклад «Вовлечение молодежи в науку: как запустить академический карьерный лифт?»
⏰08:21 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=501 «Миссия университета — капитализация человеческого ресурса!»
⏰10:12 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=612 Целевая модель от абитуриента до выпускника — от ранней профориентации к лидеру профессионального сообщества.
⏰11:03 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=663 Формирование студенческой среды как пространства для развития талантов — за счет чего? Профессиональные клубы, сотрудничество с ведущими вузами, вовлечение выпускников в работу сообществ/проектов, университет как полигон реальных проектов.
⏰13:21 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=801 Примеры научных проектов под задачи компании — реальные кейсы: «Тойота», «Балтийская промышленная компания», «Газпром нефть».
⏰16:08 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=968 «Научные проекты — не только коммерческая история, а вовлеченность и возможность самореализации!»
⏰16:43 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1003 Стратегия Политеха Петра Великого 20-35: о том, что начинающие исследователи больше остальных нуждаются в поддержке.
⏰17:01 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1021 Политех как билингвальный университет — двуязычная профориентация, система конференций и научных журналов. «Если мы хотим быть ориентированы как глобальный университет, нам не обойтись без билингвальной среды».
⏰21:02 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1262 Система стимулирования публикационной активности. «Сегодня акцент сделан на высокорейтинговые журналы — мы переросли тот уровень, когда в университете поддерживалась любая публикационная активность, теперь мы делаем ставку на качество».
👨💼22:14 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1334 Начало выступления Андрея Александровича Лиховида, проректора по научной работе Северо-Кавказского федерального университета. Спикер затронул проблемные темы, связанные с повесткой. Он подчеркнул, что распространенное мнение о том, что Гумбольдтовская система размывает стратегию развития и увеличивает нагрузку на преподавателей, неверно.
⏰23:01 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1381 История развития и становления Гумбольдтовской модели университета в России.
⏰25:16 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1516 «К сожалению, мы в большинстве случаев не смогли построить модель инновационного типа, и причина — вне действий университетов. Так сложилась внешняя экономическая среда».
⏰26:08 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1568 «Нагрузка на преподавателей увеличилась из-за перехода на астрономические часы с академических, диверсификации набора направлений подготовки, разросшейся бюрократической системы, а не из-за усиления исследовательской составляющей!»
⏰28:14 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1694 «Чтобы добиться высоких показателей, университет должен разделять хороших преподавателей и пул исследователей. При этом преподаватель не может быть просто вещателем без занятия наукой».
⏰30:01 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1801 «Мероприятия для поддержки молодежи очень важны, но если не будет кафедр, научного коллектива, „ученого бульона“, где исследователь будет вариться, эти мероприятия будут неэффективны».
⏰32:49 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=1949 «Образовательный процесс, построенный не на научном фронтире, а на трансляции знания, — это не университетское образование, а хороший колледж, где мы готовим специалиста, готового встать к станку, но не более того».
👨💼35:17 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2117 Начало выступления Андрея Щербенка, директора-основателя Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, профессора Московской школы управления СКОЛКОВО. Доклад «Исследовательский протокол и его инсталляция в российских университетах».
⏰37:12 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2232 Базовый протокол и принципы академической этики. «Со студенческой скамьи предполагается, что плагиат — это нормально, и потом сложно объяснить молодому ученому, что в науке надо действовать иначе».
⏰38:04 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2284 Значимость исследований как условие реализации протокола.
⏰40:19 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2419 Альтернативность исследований как условие реализации протокола. «Российские университеты помешаны на научных школах, но чтобы наука была живой, необходима полемика с другими подходами к решению той же проблемы».
⏰41:02 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2462 Еще одно условие протокола — актуальность. «Важно, чтобы научная дискуссия имела мировую значимость. А сейчас из процента публикаций российских ученых в международных журналах видно, что не так много наших исследований актуальны в мире».
⏰44:12 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2652 «Наука — это достаточно ремесленная вещь. Нет учебника „Как стать хорошим ученым“, все учатся у своих научных руководителей».
⏰45:21 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2721 Три формата присутствия исследований в университете: освоение результатов чужих исследований, поддержание исследовательских компетенций, активное участие в мировом разделении исследовательского труда.
⏰46:13 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=2773 О школе SAS: «Мы берем на работу только тех, у кого есть хорошие PhD в хороших университетах, — это значит, что исследовательский протокол у них инсталлирован».
⏰50:01 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3001 «Большая проблема мировой академии — в том, что людей даже на преподавательские позиции берут исходя из их научных достижений, а потом оказывается, что они плохие преподаватели».
⏰53:04 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3184 «Лучше ничего не делать, чем имитировать! Нельзя вынуждать людей идти на обман, разрушая последние этические установки».
👨💼55:18 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3318 Начало выступления Олега Полушкина, проректора по НИР и ИД Донского государственного технического университета.
⏰56:55 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3415 Проблемы современного преподавателя, связанные с высокой нагрузкой (в том числе бюрократической) и невозможностью заниматься научной деятельностью.
⏰01:00:11 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3671 Конвейер фабрики НИОКР для разгрузки преподавателя, разработанный в вузе.
⏰01:01:15 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3675 Планируемые и достигнутые результаты. «Мы смогли наладить контакт с крупными и мелкими предприятиями региона, уже есть приток денег из реального сектора».
⏰01:03:24 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3804 «Человек, загруженный на полную ставку, не может не то что заниматься исследованиями, но даже следить за развитием науки!»
⏰01:04:12 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3852 «Нам приходится выводить деятельность по НИОКРу за орбиту преподавательской деятельности и нанимать отдельных людей для этого».
⏰01:05:07 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3907 «Многие страны-соседи уже снизили количество часов нагрузки вдвое. Надеюсь, что и у нас дойдет до того, что преподаватель будет менее загружен».
⏰01:06:12 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=3972 «Когда мы пытались разговаривать о научной работе с кафедрой теологии, они сказали, что любые научные исследования в их области — ересь и караются церковью!»
⏰01:08:44 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4124 «Мы работаем над системой индивидуальных образовательных траекторий».
👨💼01:11:13 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4273 Начало выступления Игоря Сизова, доктора технических наук, профессора, проректора по научной работе и инновациям Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
⏰01:11:24 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4284 «Платформа „Юрайт“ — маленький островок, который позволит нам пообщаться, обменяться опытом и определить проблемы, которые надо донести до общественности и Минобрнауки».
⏰01:13:02 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4382 «Для меня ответ на вопрос, куда наука ведет университет, очевиден — только вперед, только в светлое будущее. Вопрос лишь в том, насколько извилистой будет дорога и с какой скоростью по ней будут двигаться университеты».
⏰01:15:07 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4507 «Нельзя оценивать уровень университетов по формальным признакам, делить вузы по категориям, которые воспринимаются абитуриентами как „сорта“».
⏰01:17:18 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4638 «За счет мобильности исследователей обновляется кровь, приходят свежие идеи».
⏰01:18:56 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4736 «Важность сегодняшнего мероприятия в том, чтобы обозначить проблемы и предложить решения — чем больше таких дискуссий, тем лучше!»
🗨️01:20:21 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4821 Андрей Щербенок (SAS ТюмГУ): «Согласен, что нельзя вешать на университет „лейбл“ третьей категории, так как это лишает его стимула для развития. Но мы никуда не можем деться от конкуренции».
🗨️01:21:13 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4873 Андрей Щербенок (SAS ТюмГУ): «Важно привлекать абитуриентов не категорией, а кем-то интересным, например, в плане исследований».
🗨️01:22:04 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4924 Игорь Сизов (Восточно-Сибирский ГУ технологий и управления): «В каждом университете есть своя фишка, свои уникальные направления, и к нам тоже приезжают за такими направлениями абитуриенты из центральных регионов».
🗨️01:23:09 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=4989 Игорь Сизов (Восточно-Сибирский ГУ технологий и управления): «У нас в университете есть единственная в России аттестованная лаборатория по испытаниям авиационной техники — это тоже фишка, за которой к нам едут студенты и аспиранты!»
🗨️01:23:38 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5018 Игорь Сизов (Восточно-Сибирский ГУ технологий и управления): «Региональным вузам есть что показать!»
🗨️01:24:18 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5058 Андрей Щербенок (SAS ТюмГУ): «Первоначальная функция науки в американских вузах — это реклама образования для абитуриентов!»
🗨️01:29:02 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5342 Игорь Сизов (Восточно-Сибирский ГУ технологий и управления): «Чем лучше будут университеты и качественнее образование, тем мощнее и сильнее будет страна».
🗨️01:30:18 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5418 Андрей Щербенок (SAS ТюмГУ): «Важно, чтобы наши университеты — и в образовательной, и в исследовательской деятельности — жили в конкурентной среде. Но, конечно, должен быть ресурс, за который они будут конкурировать».
🗨️01:33:54 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5634 Виталий Сергеев (Санкт-Петербургский политех Петра Великого): «Открытость мультинациональности подтолкнет нас к развитию, а средства придут за компетенциями, за активной позицией по международным грантам».
🗨️01:35:12 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5712 Виталий Сергеев (Санкт-Петербургский политех Петра Великого): «Сейчас в системе высшего образования сформирована инфраструктура, которая обеспечивает все условия для перехода университетов на новый уровень».
🗨️01:37:08 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5828 Виталий Сергеев (Санкт-Петербургский политех Петра Великого): «Я призываю к тому, чтобы не ставить самим себе барьеры и не бояться реализовывать любые проекты, экспериментировать в системе высшего образования!»
🗨️01:37:47 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=5867 Александр Сафонов («Юрайт»): «Мы будем стремиться стать площадкой подобных обсуждений, чтобы у вас была возможность обменяться опытом, посмотреть, что происходит на соседней беговой дорожке, и, может быть, вступить во взаимовыгодное сотрудничество!»
🗨️01:40:14 https://youtu.be/KX9vzsQLlk8?t=6014 Александр Сафонов («Юрайт»): «Всем научных свершений! А уже через неделю на подобной дискуссии мы будем обсуждать воспитательную деятельность».
👍Дискуссия получилась необыкновенно информативной и оказалась актуальной: в режиме онлайн за ней наблюдали 903 зрителя! Участники успели обсудить проблемы коммерциализации научных разработок, сотрудничества с предприятиями регионов, привлечения абитуриентов в вузы посредством науки, конкуренции в академической среде, организации научных исследований на Западе в сравнении с российскими реалиями, Гумбольдтовской модели.
Мы регулярно организуем отраслевые и тематические дискуссии, обсуждаем самые актуальные вопросы с экспертами образования, задаем им интересные вопросы! Участвуйте и вы: голосуйте в Ментиметре, задавайте злободневные вопросы в чате прямо в ходе обсуждения!
Обязательно подписывайтесь на наш YouTube-канал ( https://www.youtube.com/c/URAITpublishing/about ), следите за обновлениями в соцсетях ( https://vk.com/iurait , https://m.facebook.com/URAITpublishing/ , https://instagram.com/urait_education ), развивайтесь и будьте в курсе образовательных трендов!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев