65 лет назад, 2 сентября 1945 года, на Дальнем Востоке была поставлена точка в одной из величайших драм прошлого века — в тот день закончилась Вторая мировая война, унесшая жизни десятков миллионов людей
Под мощными ударами Красной Армии милитаристская Япония подписала акт о капитуляции. Какими же были для СССР основные итоги той войны? Почему у многих политиков в мире до сих пор «руки чешутся» переписать их? На эти и другие вопросы военный обозреватель «КП» Виктор Баранец попытался найти ответы у известного российского историка Юрия Жукова.!
ЗАТЕРТАЯ ВИКТОРИЯ
Баранец: Юрий Николаевич, почему так случилось, что и наша победа на Дальнем Востоке, и эта знатная дата как-то быстро затерлись на скрижалях истории?
Жуков: — Люди старшего поколения хорошо помнят, как весь апрель 1945 года все жили в ожидании капитуляции Германии. Каждый день ожидали, понимая: вот она уже, Победа, не сегодня, так завтра! А после 9 мая, после горячих и широких народных празднеств по всей стране, наша сентябрьская победа в японской войне оказалась в тени майской. Наверное, потому, что она выглядела локальной и воспринималась так же, как в свое время события на озере Хасан и на Халхин-Голе. Просто все ждали неминуемой последней точки. И вот когда это случилось, все вздохнули с облегчением...
Баранец: — Вот Сахалинская областная Дума уже многие годы бьется, чтобы придать нашей Победе на Дальнем Востоке статус государственного праздника. И только сейчас, кажется, дело придвинулось. Почему так вышло, что и в мире, и в России принизили значение этого события?
Жуков: — Да сегодня многие принижают и экономические, и военные успехи Советского Союза, и нашу Победу над Германией и Японией. Японцев разбили-то мы. И поэтому есть немало «деятелей», которые стараются сделать вид, что вообще на Дальнем Востоке и войны-то не было.
ВОЗРАТИЛИ ЗЕМЕЛЬКУ МЫ ВЗАД
Баранец: — Какими, на ваш взгляд, были эти основные итоги Второй мировой для СССР?
ЮЖ: - Прежде всего, — установление тех границ, которые в 1975-м году на совещании в Хельсинки признали нерушимыми. Хотя потом постарались их сокрушить. Мы вернули себе на Крайнем Севере, в Заполярье, Печенгскую область, которую, пользуясь нашей слабостью, финны у нас оттяпали в 20-м году. При этом то, что это русская территория, доказывает существование там с XVII века православного монастыря. Еще там было второе или третье по величине месторождение никеля, которое принадлежало канадской компании. Поэтому, если бы мы силой добивались от финнов этой области, могли вмешаться канадцы, а за Канадой — вся Британская империя, и мы не хотели тогда спорить... А тем более — драться...
Баранец: — А после нашей Победы во Второй мировой было как-то легче сговориться и с финнами, и с канадцами?
Жуков: — А после Победы мы просто заплатили канадцам отступного — довольно много. Несколько сот миллионов долларов. И таким образом себе вернули историческую часть страны и получили общую границу с Норвегией. Но идем дальше. Еще один итог — приобретение северной части Восточной Пруссии. Почему Сталин добивался этой территории? Он, мне думается, забыть не мог разгрома русской армии в 14-м году там, в болотах, в Пруссии, куда мы пошли и вроде бы стали побеждать, но от двух армий ничего не осталось. Я уверен, что об этом он помнил всегда. И поэтому мы с Польшей разделили Восточную Пруссию: нам северная часть с Кенигсбергом, который стал Калининградом, полякам – южная, чего они добивались. Затем мы получили мирным соглашением с Беношем, президентом Чехословакии, закарпатскую Украину.
КУРИЛЫ: КАК ОТДАЛИ, ТАК И ЗАБРАЛИ
Баранец: — А за тем СССР получил еще и Курилы...
Жуков: — Да, и Курилы, которые по дурости мы в 1875 году променяли на Южный Сахалин, который потеряли в результате нашего разгрома в Русско-японскую войну в 1905 году.
Баранец: — Почему по дурости?
Жуков: — Потому что нам в 1875 году не нужно было отдавать Курилы за Южный Сахалин, который тогда никому не принадлежал. Мы могли получить его весь. Тем не менее зачем-то мы решили поделиться. Затем мы вернули себе Порт-Артур и Дальний, нашу главную незамерзающую базу на Дальнем Востоке. И вернули КВЖД, которая в три раза сокращала путь из Европы во Владивосток. Эти достижения я считаю отличными. Мы свою границу восстановили в наиболее удобных и выгодных для себя пределах...
Баранец: — Вы знаете, что с Японией у нас мирного договора нет, что Япония по-прежнему муссирует вопрос о возврате своих территорий.
Жуков: — Это опять же от Хрущева пошло. Он в 56-м году ляпнул, что мы и вернем четыре южнокурильских острова.
Баранец: — Где ляпнул?
Жуков: — Это была встреча с японцами на высшем уровне.
Баранец: — Мы долго муссируем этот вопрос по поводу северных территорий. А тут уже просачивается информация, что вот-вот японцы будут скоро бомбой владеть ядерной. Вам не кажется, что японцы тогда смогут с нами по-иному разговаривать?...
Жуков: — Дело в том, что нам скоро серьезно могут показать зубы кто угодно. Потому что как только мы слабеем, — сразу усиливаются территориальные претензии...
СОВЕСТКОЕ ПРЕДПОЛЬЕ
Баранец: — Западные политики и историки продолжают твердить, что в результате Второй мировой СССР «наложил коммунистчискую лапу» чуть ли не на всю Европу...
Жуков: — Мы не захватили Восточную Европу. В Восточной Европе до 47-48-го годов во всех странах была многопартийная система, правительства отнюдь не коммунистические. Румыния до декабря 1947 года была королевством, и мы не трогали его. Для чего нужна было Сталину, Москве, Советскому Союзу вот такая форма своеобразного контроля над Восточной Европой? Они были необходимы, эти страны, как предполье. Есть у военных такое понятие. Мы больше не хотели, чтобы немцы нападали (или противник с Запада) сразу, вдруг на нашу территорию. Между потенциальным противником и нами вот это предполье – Восточная Европа.
Баранец: — В конце концов, мы были победители, наверное, имели какое-то моральное право что-то диктовать?
Жуков: — А как же! Сегодня всяк, кто не знает истории, вроде Сванидзе или Млечина, вслед за американцами говорят, что мы захватили эти страны. Вранье. Там была многопартийная система, повторяю. Были не коммунистические правительства. Нам нужны были дружественные страны, не больше. И мы не оккупировали ни Польшу, где премьером был Миколайчик, который заменил погибшего Сикорского, отнюдь не коммунист. В Чехословакии президент Бенош, тоже не коммунист. Как я уже говорил, в Румынии король вообще на престоле был, никто его не трогал. То есть мы давали возможность этим странам жить, как они хотят.
Баранец: — А на Дальнем Востоке?
Жуков: — На Востоке мы создали ту же самую ситуацию. Мы, заняв при разгроме Квантунской армии, Манчжурию, создали для Мао Цзэдуна идеальную стратегическую базу для наступления на юг. Более того, всем оружием, которое мы захватили у японцев, мы снабдили китайскую армию. И то же самое Северная Корея. То есть мы повсюду, где только смогли, создали у своих границ дружеские режимы. Не подконтрольные, не колониальные. Защитили себя от возможного нападения. Вот это, я считаю, было одним из самых главных итогов Второй Мировой для СССР.
У КОГО РУКИ ЧЕШУТСЯ?
Баранец: — Почему и в России, и на Западе делаются постоянные попытки подкорректировать итоги Второй мировой войны, умалить роль Советского Союза?
Жуков: — Да, это делается по-разному. Но не везде. Англичане, например, знали, что они будут уничтожены нацистской Германией, если мы не спасем мир. И Великобритания до сих пор очень хорошо вспоминает о союзнических отношениях, о том, кто действительно воевал. В Лондоне к югу от Темзы есть великолепный музей – Имперский военный. То есть военно-исторический. Он рассказывает в основном о Второй мировой войне. И экспозиция британского музея показывает, как Великобритания и Советский Союз разгромили Германию. И при этом там поясняется: да, тут еще вертелись американцы, поляки, чехи, еще кто-то. Они в основном верно оценили итоги той войны... А вот американцы все время пытаются делать вид, что это они разгромили Германию. Был я в Штатах, видел стандартный школьный учебник. Там в главе о Второй мировой войне было написано примерно так: «Германия напала на Польшу и разгромила ее. Великобритания и Франция попытались помочь полякам, но были разбиты. И тогда американцам пришлось высадиться в Европе и разгромить Германию». О Советском Союзе — ни слова! Да и и у нас находится немало подпевал, которые готовы отвернуться от правды прошлого, переиначить ее...
Те, кто себя сегодня именуют историками, не имеют к этой науке ни малейшего отношения, а занимаются чистой политикой, отрабатывают те деньги (и немалые), которые получают за свое искажение прошлого. Но все должны понять: не может быть два взгляда на то, сколько будет дважды два. Дважды два всегда четыре. История – наука точная. Кто на кого напал, какого числа, сколько продолжалась война, кто разгромил основные силы противника и освободил наибольшую территорию...
Баранец: — А какую цель вообще имеют сегодня попытки ревизовать итоги Второй мировой? Пересмотр границ? Смена политического строя? Изменение позиций России в мировом раскладе?
Жуков: - Все, что вы перечислили. Потому что так называемая ревизия итогов Второй мировой ведет к этому. Советский Союз такой же якобы отвратительный, как и нацистская Германия, о нем ничего хорошего сказать нельзя, ничего он не победил, все руководство страны преступники, нехорошие люди.
Баранец: — И уже Гитлер равняется Сталину.
Жуков: — Естественно! Поэтому нынешняя Россия не имеет права ни вспоминать об СССР, ни говорить о роли СССР в разгроме нацизма. И поэтому участвовать в европейских делах. Россия должна стать парией Европы.
Баранец: — Я правильно вас понимаю: пересмотр итогов Второй мировой войны имеет еще одну стратегическую – не допустить усиления роли России на мировой арене?
Жуков: — Конечно. Вспомните, в 45-м году (январь-апрель, еще до смерти Рузвельта) была «большая тройка». Три человека – Сталин, Рузвельт и Черчилль решали судьбы мира, от них зависело, что будет и как в дальнейшем. Сегодня американцы говорят: они хозяева во всем мире. Они хотят диктовать всем странам, как жить... Американцы что хотят, то и делают на всем земном шаре. И плевать они хотели на всех. Они еще считаются с объединенной Европой, с Китаем. А с Россией,мол, теперь уже можно и не считаться. Россия – не Советский Союз.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев