"
Даля Гринкевичюте, книга «Литовцы у моря Лаптевых»
В этих воспоминаниях не только звучит свидетельство голой жизни невиновных людей, оказавшихся в невыносимых условиях на льду моря Лаптевых, но и прослеживается четкая стратегия выживания,
выбранная автором. В ее текстах заметна интонация собственной позиции, самоопределения, выбора, чем она отличается от остальной литературы такого рода, которую в основном можно назвать литературой травмы.
Гринкевичюте не считала себя жертвой режима в психоаналитическом смысле слова и не действовала соответственно, не согласившись принять навязанный ей советской властью жизненный сценарий и таким образом выступив как самостоятельный, автономный и свободнодействующий субъект.
Даже после освобождения, работая врачом, она держалась своих моральных принципов, из-за чего часто конфликтовала с местной властью и преследовалась органами госбезопасности. В этом случае мы видим трансформацию бывшего политзаключенного в диссидентa, завязавшего тесные контакты с российскими инакомыслящими.
Не надеясь на публикацию воспоминаний, она обосновала смысл записи пережитого и увиденного тем, что нельзя позволить стереть из памяти случившееся с ее семьей и другими людьми, иначе это стало бы моральным проигрышем.
В отличие от большинства мемуаров литовских депортированных, зацикленных на травме собственной семьи, общины, народа, Гринкявичюте немало места уделяет и другим народам, в ее текстах часто упоминаются братья по горю ― финны, латыши, украинцы, русские.
Наряду с сохранением памяти о жертвах для нее важны вопросы метафизического характера: где грани человечности? каким образом они испытываются? что происходит с человеком в экстремальных условиях? Ее ответ: «...понимаю, что теперь все, что было искусственно, что было лишь пустой вежливостью и мещанской порядочностью, все спало с нас как чужие лахмотья. В смертельной борьбе за жизнь, лицом к смерти каждый предстал таким, каким
является на самом деле»
Источник: http://www.ipdn.ru/_private/a53/166-176.pdf #Унжлаг_имена
#Унжлаг_воспоминания
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев