Известно, что Универсальное Управление предоставляет всеобъемлющие универсальные модели и методики для организации и планирования деятельности предприятия и управления ею. Однако Универсальное Управление – лишь один из семи основных разделов Универсологии, и почему бы не попробовать применить в этой сфере знания и методики из других ее разделов? Ведь все они описывают различные грани одного и того же – всеобщих универсальных законов развития всех систем, включая и предприятие.
Особенно полезным для прогнозирования наиболее эффективного и оптимального пути развития предприятия представляются методы Астросистемологии – первого из разделов Универсологии. Астросистемология занимается прогнозированием тенденций развития различных систем – от отдельного человека до всего человечества в целом. И делает она это посредством проведения аналогий между процессами в изучаемых ею системах и макросистемах – таких, как Солнечная система или Галактика. Такие аналогии правомерны, ведь Универсология утверждает, что все системы любого уровня имеют сходную структуру и развиваются согласно одним и тем же универсальным закономерностям. Более того, макросистемы задают импульс развития меньшим – и так хорошо известно, что общество и цивилизация во многом определяют жизнь и деятельность как отдельных людей, так и небольших коллективов. Поэтому логично, что Солнечная система таким же образом влияет, в свою очередь, на Землю и человечество. Эту цепочку можно продолжить до систем жизни любого масштаба, и поэтому мы можем успешно применить универсальные законы и для такой системы, как фирма или предприятие.
Астросистемология ведет свое происхождение от классической астрологии, которая, в свою очередь существует уже не первое тысячелетие. Знания о влиянии Космоса на нашу жизнь были известны еще со времен древней Персии, они активно применялись во всех сферах личной и общественной жизни в Средние Века и в эпоху Возрождения в Европе. В новое время астрология уступила пальму первенства точным наукам, но даже в наши дни она остается востребованной. Существует даже целое направление, называемое бизнес – астрологией, которое специально направлено на планирование, сопровождение и поддержку бизнеса и предприятий. По бизнес - астрологии пишутся книги и статьи, в интернете существуют посвященные ей сайты, где ведутся дискуссии и составляются прогнозы, на эту тему проводятся семинары и консультации. Известно, что в западном мире (в Европе и Америке) многие фирмы, общественные организации и даже правительства регулярно и успешно пользуются услугами астрологов – ярким примером тому может служить администрация США. В связи с развитием бизнес – сферы в последние десятилетия не менее актуальным и распространенным это направление стало в России и Украине. Вот лишь несколько примеров и материалов по бизнес – астрологии из интернета:
- фундаментальная книга по бизнес – астрологии (Россия): http://www.e-reading.co.uk/bookreader.php/107587/Prakticheskaya_biznes-astrologiya.pdf - статья о практическом применении бизнес – астрологии (Россия): http://astropro.ru/?p=blog&id=11149 - пример стратегического планирования развития фирмы по бизнес – астрологии (Россия): http://astrofortuna.ru/article21.html - программа семинара по бизнес – астрологии (Украина): http://www.astrology-online.ru/seminar-biznes_astrologija.shtml Классическая астрология выдержала испытания трех тысячелетий, а Универсология придала ее методам системность, универсальность и свойственное точным наукам логическое обоснование, превратив ее в Астросистемологию, в рамках которой разработано множество методик прогнозирования. Однако в основе большинства из них лежит аналогия между рассматриваемой системой и Солнечной, когда уровни отношений изучаемой системы ставятся в соответствие с планетами Солнечной системы, которые, в свою очередь, характеризуют уровни ее отношений. Кратко рассмотрим эти соответствия для системы предприятия.
Первые три уровня, представленные планетами, занимающее внутреннее положение от Солнца относительно Земли (то есть находящиеся внутри земной орбиты), характеризуют проявления предприятия самого по себе, как бы взятого отдельно, без учета взаимодействия с окружающим миром – рынком, обществом, государством.
1-й уровень – Солнце
Солнце является центром, ядром и главным источником энергии Солнечной системы, поэтому его можно сопоставить с ядром предприятия, миссией, ради реализации которой оно было создано, и его основными задачами. Солнце будет отвечать за стратегию предприятия, определять его лицо, а также выражать волю его руководства и учредителей.
2-й уровень – Меркурий
Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий – сопоставляется со связями внутри предприятия. Он будет отвечать за организацию информационного обмена в фирме и взаимодействие как между ее сотрудниками, так между различными подразделениями внутри нее.
3-й уровень – Венера
Следующая планета – Венера – характеризует процессы управления предприятием. Она будет отвечать за производственные, технологические и бизнес-процессы, работу отдельных сотрудников и подразделений, их продуктивность и производительность труда. Как следствие этого, Венера будет определять финансовое положение фирмы в тактическом масштабе.
4-й уровень – Луна
Луна как спутник Земли, сопровождающий ее по орбите, занимает как бы промежуточное положение между внутренними делами фирмы и ее проявлением вовне, показывая, чем фирма может быть полезна социуму, какие товары или услуги она может предложить ему. Луна будет отвечать за нишу, которую фирма будет занимать на рынке, а также за психологический климат внутри коллектива предприятия.
Следующие планеты – внешние от Земли по отношению к Солнцу (вращающиеся вокруг него уже за пределами земной орбиты) – будут уже соответствовать уровням проявления предприятия во внешнем мире – в обществе, на рынке и т.д.
5-й уровень – Марс
Первая из внешних планет – Марс – покажет, какова будет деловая активность фирмы на рынке, насколько качественно и в срок она будет справляться со своими обязательствами, как она будет взаимодействовать с клиентами, заказчиками, партнерами, поставщиками и другими субъектами рынка, каково будет качество ее продукции или услуг. Марс будет отвечать непосредственно за ведение бизнеса предприятием, определяя ее успех на рынке, поэтому влияние этой планеты имеет ключевое значение для бизнеса и предприятия как системы.
6-й уровень – Юпитер
Не менее важным для бизнеса будет и влияние следующей планеты – Юпитера, который соответствует проявлению фирмы в обществе и будет служить индикатором того, насколько услуги и продукция фирмы полезны и востребованы в нем. Именно от этого в конечном итоге зависит финансовый успех предприятия, поэтому Юпитер будет отвечать еще и за финансовое положение фирмы в стратегическом масштабе. Также Юпитер будет определять ценности фирмы, формировать марку или бренд предприятия, его лицо в обществе – именно эти факторы способствуют его общественному признанию и известности, давая новые возможности для развития, роста и расширения, за которые отвечает Юпитер.
7-й уровень – Сатурн
Сатурн замыкает 7-уровневую модель структуры предприятия, определяя тем самым его далеко идущие перспективы, миссию, видение и стратегию. Он будет отвечать за долгосрочное планирование и ключевые стратегические решения, а также за ответственность фирмы перед законами – как действующим правовым законодательством государства, так и универсальными закономерностями эволюции жизни. Поэтому в случае несоблюдения этих законов Сатурн будет создавать ограничения для деятельности и бизнеса предприятия, тем самым указывая на сферы, которые надо корректировать, развивать и совершенствовать.
Следующие, высшие планеты, открытые астрономами Нового времени, соответствуют трем уровням превышения системы, поэтому они определяют влияние глобальных эволюционных тенденций в человечестве на предприятие.
8-й уровень – Уран
Уран будет отвечать за то, насколько фирма идет в ногу со временем – как в ней внедряются и используются современные научные и технические инновации, насколько применяется коллективная стратегия. Он также будет создавать различные непредвиденные ситуации в деятельности предприятия, стимулируя в нем большую гибкость и восприимчивость к новизне.
9-й уровень – Нептун
Нептун определяет соответствие предприятия общечеловеческим эволюционным ценностям, он будет отвечать за творческие проявления фирмы и стимулировать ее к общественно-полезной и прогрессивной деятельности, способствующей развитию человечества в целом.
10-й уровень – Плутон
Плутон определяет включенность предприятия в процесс общечеловеческой эволюции, тем самым «испытывая его на прочность», но и придавая колоссальную энергию для развития. Плутон также будет отвечать за поведение фирмы в кризисных и форс-мажорных ситуациях.
Если планеты Солнечной системы характеризуют проявления предприятия как системы, то его включенность в надсистему в Астросистемологии будет описываться положением планет в знаках Зодиака, представляющих собой 12 универсальных качеств или этапов накопления жизненного опыта в масштабе Галактики. Характеристики знаков Зодиака хорошо известны из теории Универсального Управления, где они представляют собой 12 универсальных этапов бизнес-процесса (или 12 базовых подразделений предприятия). Приведем краткую их характеристику для связи воедино информации из теории Универсального Управления и Астросистемологии:
Овен – воля к действию, целеполагание, генерация идей, стратегическое руководство;
Телец – аккумуляция ресурсов, постижение закономерностей развития;
Близнецы – организация связей, информационный обмен, взаимодействие;
Рак – адаптация к окружающим условиям и традициям, внедрение технологий;
Лев – управление, презентация деятельности, тактическое руководство;
Дева – детализация, согласование, надзор за качеством продукции;
Весы – разрешение противоречий и конфликтов, проблемы выбора пути развития;
Скорпион – интеграция, объединение, тестирование качества продукта;
Стрелец – инновации, расширение сферы влияния, управление коллективной стратегией;
Козерог – достижение поставленных целей, выпуск готовой продукции;
Водолей – новизна, сотрудничество, кооперация, эксплуатация продукта;
Рыбы – подведение итогов (в том числе финансовых), подготовка нового цикла.
Планеты Солнечной системы, попадая в различные знаки Зодиака, принимают их качественную окраску. Таким образом, каждый уровень системных отношений предприятия может принимать различные качества, исходя из которых, можно судить о потенциалах, сильных и слабых сторонах фирмы, а также прогнозировать ее проявление на каждом уровне в любые моменты времени. Для наглядности приведем несколько простых примеров:
Марс в Тельце
Предприятие активно в накоплении ресурсов, поэтому можно ожидать хорошей организации ресурсной базы и внимания к финансовым вопросам. Позитивные стороны – предприятие будет надежным в ведении бизнеса и ответственным в отношениях с клиентами, партнерами, поставщиками и т.д. Однако есть и опасность искажения – получение финансовых доходов может стать основной целью деятельности фирмы, подменяя собой ее истинную миссию. Кроме того, у руководства и учредителей может возникнуть искушение личного обогащения за счет деятельности фирмы. В таком случае рекомендуется четко осознавать законы и строго следовать им в выстраивании системы ценностей предприятия. Сложности могут быть и с внедрением инноваций – руководство может быть слишком консервативным в этом отношении, поэтому следует осознанно и постепенно, предпринимать шаги по обновлению бизнес-процессов.
Юпитер в Водолее
Возможности успешной реализации и признания предприятия в обществе лежат в сфере сотрудничества и кооперации с другими участниками рынка – партнерами, заказчиками и т.д. Фирме рекомендуется реализовывать продукцию или услуги не в одиночку, а в широком взаимодействии, успех может прийти через построение партнерской сети. Предприятие может быть успешным в инновационных и высокотехнологичных отраслях – новые изобретения и открытия могут принести ему финансовый доход. Кроме того, самой фирме следует активно внедрять у себя инновации и применять коллективную стратегию.
Итак, Астросистемология предоставляет солидную теоретическую базу для прогнозирования деятельности предприятия. Как же можно применить эту информацию на практике? Простейший метод заключается в заблаговременном отслеживании положений планет Солнечной системы в знаках Зодиака и их взаимных расположений на каждый последующий период времени – месяц, квартал, год, долгосрочные перспективы. Данная информация будет справедлива для всего бизнеса в целом, но не будет учитывать индивидуальные особенности конкретного предприятия, поэтому надежность ее будет не слишком высока – не все тенденции могут подтвердиться. Поэтому лучше всего заниматься прогнозированием, зная дату (и место) «рождения» предприятия – за нее обычно принимают момент регистрации фирмы в официальных государственных инстанциях или фактическое начало работы фирмы. Составив космосхему на дату основания предприятия, можно определить его индивидуальные особенности – потенциалы, сильные и слабые стороны и т.д., и уже на основании этого дать общие рекомендации руководству фирмы по оптимизации ее деятельности, планирования и управления. А совместив эту космосхему с текущими тенденциями на предстоящие периоды времени (о которых было сказано чуть выше), можно с большой точностью спрогнозировать наиболее эффективный путь для предприятия на данные периоды с учетом его индивидуальных качеств.
Разумеется, составлением подобных прогнозов и рекомендаций должен заниматься грамотный специалист – астросистемолог, знакомый также с теорией Универсального Управления, и желательно, имеющий представление о целях и роде деятельности исследуемого предприятия. Также надо всегда помнить о том, что макросистемы («звезды») не диктуют нам однозначное направление развития, а только создают определенные условия и тенденции, оставляя нам свободу выбора, как поступать в каждой конкретной ситуации. Поэтому любой прогноз Астросистемологии – это не фатальный вердикт, а лишь предупреждение о возможном пути и рекомендации, как лучше всего повести себя в той или иной ситуации. Окончательное решение все равно всегда остается за руководством предприятия – астросистемолог всего лишь помогает сделать его по возможности наиболее эффективным и оптимальным.
Таким образом, Астросистемология (наряду с Универсальным Управлением, в рамках Универсологии в целом) предоставляет бизнесу дополнительные возможности и методики для максимально эффективного достижения своих целей в перспективе. Специалисты – астросистемологи будут рады и готовы поделиться своими знаниями и прийти на помощь фирмам и предприятиям, заинтересованным в эволюционном развитии нашей планеты.
Константин Хлопин, астропсихосистемолог – консультант, специалист лаборатории универсального прогнозирования Института Универсального Прогнозирования МНШУ, а также профессиональный специалист в области информационных технологий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев