Об археологической культуре Поволжья (начало V тысячелетия до н. э.) см. Самарская культура
Женская статуэтка, Самарра, 6000 г. до н. э.
Самаррская культура (самарранская) существовала около 5500-4800 гг. до н. э. в период халколита в исторической области Самарра. Идентифицируется по археологическому сайту Телль-Савван, где признаки ирригации — включая наличие остатков льна — свидетельствуют о существовании в тех местах процветающей оседлой культуры с развитой социальной организацией. Культура в основном известна по изящной керамике, украшенной по чёрной копчёной поверхности стилизованными фигурами животных и птиц, а также геометрическими рисунками. Этот относительно однородный тип керамики, который одним из первых (среди типов керамики) начал широко экспортироваться в другие регионы древнего Ближнего Востока, впервые был обнаружен в Самарре.
Самаррская культура была предком убейдской культуры.
И. М. Дьяконов и В. Г. Ардзинба связывали с самаррской культурой гипотезу о так называемых «банановых языках», якобы существовавших в долине Тигра до прихода туда семитских племён.
Самаррскую культуру нередко объединяют вместе с культурой Хассуны в единую самаррско-хассунскую культуру.
Примечания
Литература
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока . Пер. с англ. и комментарий Е. В. Антоновой. Предисл. Н. Я. Мерперта. Изд-во «Наука». М., 1982. 149 с. с ил.
История древнего Востока, ч.2. Передняя Азия. Древний Египет. М. 1988.
Сама́рская культу́ра
— энеолитическая археологическая культура начала V тысячелетия до н. э., существовавшая в районе Самарской Луки реки Волга. Обнаружена в 1973 году в ходе археологических раскопок близ села Съезжее Богатовского района Самарской области. Позже обнаружено ещё несколько поселений. Сформировалась на основе ранее существовавшей в этом же регионе средневолжской культуры среднего неолита, на востоке граничила с агидельской культурой. Культуры, занимавшие этот ареал позже, иногда также называют самарскими, а собственно самарскую культуру называют культурой раннего энеолита данного региона.
Прародина индоевропейцев
В рамках курганной гипотезы Самарская и происходящие от неё хвалынская и ямная культуры считаются индоевропейскими.
География
Ареал самарской культуры располагался в лесостепи к северу от родственной прикаспийской (нижневолжской, северокаспийской) культуры на нижней Волге. Согласно курганной гипотезе, в этом регионе праиндоевропейцы заимствовали часть слов уральской языковой семьи. С другой стороны, по мнению ряда финно-угроведов, первые языковые контакты произошли уже между финно-уграми и индоиранцами. В период существования Самарской культуры уральская общность находилась на юге Западной Сибири.
Другие родственные культуры вместе с самарской объединяют в область, по месту первых находок названную мариупольской. Для культур мариупольского типа характерно определённое сходство погребальных обрядов, керамики и инвентаря, включая останки лошадей в могилах. Общий ареал этих культур охватывает кроме среднего и нижнего Поволжья бассейны рек Урал, Дон и Днепр. В могильниках на юго-западе этой области находят украшения из золота и меди, добытой на Балканском полуострове. Распространение медных изделий осуществлялось путём обмена с трипольской и другими западными культурами, а также в качестве трофеев, захваченных при набегах.
Погребения
В могилах обнаружены останки от одного до трёх человек. Над некоторыми погребениями сооружали каирн из камня или небольшой могильный холм, ранний прообраз кургана. Впоследствии курган представлял собой настоящий холм, с которого погребённый вождь мог бы вознестись к небесным богам, но каково было назначение ранних могильных холмов — неизвестно.
Погребальный обряд и археологические находки в могилах самарской культуры в целом аналогичны материальной культуре днепро-донецкой культуры за одним исключением. На артефактах, найденных в захоронениях, обнаружены изображения лошадей. В могилах также имеются останки лошадей. Следовательно, люди сумели одомашнить этих животных.
Артефакты
Оружие представляло собой ножи и кинжалы из кремня и кости, которые в могилах лежат в руках или в головах у покойных (даже детей). Кроме того использовали кремневые наконечники для стрел и костяные — для пик.
Кроме них в могилах найдены украшения из кости, вырезанные в форме лошадей или двойной головы быка с отверстиями для крепления на подвесках или лошадиной сбруе.
Керамика в основном представлена сосудами яйцевидной формы с отчётливой окаёмкой. Они не были предназначены для установки на плоскую поверхность и, вероятно, подвешивались на рогатках или укладывались в корзину, и окаёмка нужна была для того, чтобы удерживать сосуд в рогатке ухвата. Сосуд могли нести на плече или грузить на животных.
По периферии сосуды были украшены геометрическим орнаментом из линий, полос, зигзагов или волнистых линий, процарапанных или вдавленных в глиняные стенки гребёнкой. Смысл орнамента понятен при взгляде сверху: это солярный мотив, где роль солнца выполняет горлышко сосуда.
Религия
Судя по солярному орнаменту керамики, носители культуры поклонялись солнцу. Головы и копыта домашних животных (крупный рогатый скот, овцы, лошади) приносили в жертву, помещая их в специальные неглубокие сосуды поверх могил и посыпая охрой.
Примечания
↑ История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. — Изд. Сам. науч. центра РАН; 2000
↑ там же
↑ Dergachev Valentin A. Two studies in defense of the migration concept // Ancient Interactions: East and West in Eurasia / Boyle, Katie; Renfrew, Colin; Levine, Marsha. — Cambridge: McDonald Institute Monographs, 2002. — P. 93–112. — ISBN 1902937198.
↑ Todorova Henrietta. The Neolithic, Eneolithic, and Transitional in Bulgarian Prehistory // Prehistoric Bulgaria / Bailey, Douglass W.; Panayotov, Ivan. — Madison, WI: Prehistoric Press, 1995. — Vol. 22. — P. 79–98. — ISBN 1881094111.
↑ Pernicka, Ernst; et al. (1997). «Prehistoric copper in Bulgaria». Eurasia Antiqua 3: 41–179. ISSN 0949-0434.
↑ Gimbutas Marija. The Civilization of the Goddess. — San Francisco: Harper, 1991. — ISBN 0062503685.
См. также
Агидельская культура
Ссылки
История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. — Изд. Сам. науч. центра РАН, 2000
Усачёва И. В. «Утюжки» в культурах Евразии
J. P. Mallory, «Samara Culture», Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn, 1997.
Marija Gimbutas, «The Civilization of the Goddess», HarperSanFrancisco, 1991, ISBN 0-06-250368-5 or ISBN 0-06-250337-5
The Horse in Mortuary Symbolism…
Mitochondrial DNA and the origins of the domestic horse
Widespread Origins of Domestic Horse Lineages
Трипо́льская культура (укр. Трипільська культура, иначе культура Кукуте́ни рум. Cultura Cucuteni, укр. Кукутені культура или кукутень-трипольская культура англ. Cucuteni-Trypillian culture) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли народы ямной культуры.
История открытия
Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку от села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.
Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 1870-е годы. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—1894 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55. Он представил свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне в Обуховском района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. её именовали «культурой малеваной (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».
Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Украины относятся к одному и тому же культурному комплексу.
Ареал
Археологические памятники трипольской культуры на территории Украины
Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век).
Происхождение и связь с другими культурами
Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона., среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча, Тисаполгар.
«Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона: Криш, Линейно-ленточной, Боян, Хаманджия, Петрешть»[4].
Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Л. Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.
Генетика
Изучение останков из пещеры Вертеба (uk:Вертеба) в Тернопольской области, относимых к периоду 3600—2500 гг. до н. э. и связываемых с трипольской культурой, позволило выделить митохондриальную ДНК семи индивидов, которая оказалась принадлежащей к митохондриальным гаплогруппам pre-HV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Такой набор меток является подтверждением родства населения этой культуры с народами балканского неолита, корни этих линий лежат в Малой Азии. Автохтонная линия в останках трипольцев оказалась преобладающей[7][8].
Периодизация
Реконструкция жилья трипольской культуры
По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:
Ранний этап (Триполье A) — середина V — вторая половина IV тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углублённым орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину (Незвиско)[10], меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные седалища, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
Средний этап (Триполье B — Триполье C1) — средина IV тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных ракушек или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
Поздний этап (Триполье C2) — 3150 — 2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных ракушек с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
Хозяйство
Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплым и влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.
Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.
Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. В отличие от региона степной андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры Северного Причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5—2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.
Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские посёлки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.
Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Поселения
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.
Трипольцы в бассейне Южного Буга создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.
Исследования
Раскопки начались в 70-е годы XIX века в Галиции. Первые раскопки памятников трипольской культуры в Поднепровье произвел В. В. Хвойка в 1894 году. Результаты исследований трипольских поселений и могильников опубликованы в статьях и монографиях Т. С. Пассек, Е. К. Черныш, С. Н. Бибикова, Г. П. Сергеева, В. И. Маркевича, В. А. Дергачёва, В. Г. Збеновича, Н. М. Шмаглия, В. А. Круца, И. И. Зайца, Ю. Н. Захарука, Т. Г. Мовши, Е. В. Цвек, И. И. Зайца, С. Н. Рыжова, А. Г. Корвин-Пиотровского, С. Гусева, Т. Н. Ткачука, Е. А. Якубенко, С. А. Бутенко, А. И. Росляков и Р. А. Новиков.
Предметы из поселения близ села Новые Русешты Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3650 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1961—1962 гг.
Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3600 лет до н. э. Исследования Т. С. Пассек, 1962 г.
Предметы культа культуры Кукутень-Триполье. IV — 1-я пол. III тыс. до н. э.
Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Культура Кукутень-Триполье. Возраст C14 3440 ± 60 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1978 г.
Музеи
Украина
Археологический музей Института археологии НАН Украины (г.Киев)
Национальный музей истории Украины (г.Киев)
Киевский областной археологический музей (с.Триполье Обуховского р-на) (34 000 экспонатов)
Музей трипольской культуры (частный) «Древняя Аратта — Украина»(с.Триполье Обуховского р-на, ул. Рыболовецкая, 1) (2 000 экспонатов)
Музей трипольской культуры (г.Ржищев)
Национальный историко-этнографический заповедник (г.Переяслав-Хмельницкий)
Трипольская культура в искусстве
Эд Данилюк "Пожар Саниры" — исторический детектив, действие которого разворачивается пять с половиной тысяч лет назад в трипольском городе.
Василь Кожелянко "Третье поле" — роман в жанре альтернативной истории, повествующий о становлении трипольского юноши.
См. также
Бернашовка (селище)
Примечания
↑ Ellis, Linda, The Cucuteni-Tripolye culture: study in technology and the origins of complex society. — Oxford: British Archaeological Reports (B.A.R), 1984. — x, 221 p. — (BAR international series, 217). — ISBN 0-86054-279-3, ISBN 978-0-86054-279-7. — OCLC 11385722.
↑ Губин Дмитрий, Археология и домыслы Триполья // Сорока.40А. — 29.01.2008
↑ Зубарь Михаил, Были ли трипольцы украинцами? // ZN.UA . — 5 июня 1998, 00:00
↑ Титов В. С. Неолит и энеолит // История Европы в 8 т. Том 1. Древняя Европа. / Отв. ред. Е. С. Голубцова — М.: Наука, 1988. — С. 80
↑ Зализняк Леонид, О ТРИПОЛЬЦАХ, СЕМИТАХ И НАРДЕПАХ-ТРИПОЛЬЕВЕДАХ // ZN.UA . — 14 мая 2004, 00:00
↑ A.G.Nikitin et al. (2010) Comprehensive site chronology and ancient Mitochondrial DNA analysis from Verteba cave – a trypillian culture site of eneolithic Ukraine. http://www.iansa.eu/papers/IANSA-2010-01-02-nikitin.pdf ↑ Наука и жизнь, Трипольцы произошли от смешения местного и пришлого населения
↑ Генетические корни трипольцев: что мы узнали после восьми лет исследований
↑ Пассек Т. С. Периодизация Трипольских поселений (III—II тысячелетие до н. э.). — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. — 245 с. — С. 20. — (Материалы и исследования по археологии СССР, Выпуск 10)
↑ Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян», глава 2 «Глубина памяти», М.: Наука, 1981
↑ Перейти к: 1 2 3 Корвин-Пиотровский А. Г. Трипольская культура на территории Украины. // Трипольская культура в Украине: поселение-гигант Тальянки: сборник научных трудов / Отв. ред. А. Г. Корвин-Пиотровский, Ф. Менотти; Институт археологии НАН Украины. — К.: [б.и.], 2008. — 256 с. — С. 21. — ISBN 978-9-66-024944-8.
↑ Кременецький К. В. Палеоэкология древнейших земледельцев и скотоводов Русской равнины. / Институт географии АН СССР. — М.: Наука, 1991. — 193 с.
↑ Національний портал АРАТТА :: Вікно в Україну
Литература
История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 9—10. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4.
Пассек Т. С. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья // МИА. — М., 1961. — № 84.
Рындина Н. В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Восточной Европы. — М., 1971.
James P. Mallory. Encyclopedia of Indo-European Culture. — Fitzroy Dearborn, 1997.
Бибиков С. Н. Дотрипольское поселение Лука-Врублевецкая . — КСИИМК, 1947. — Вып. 21.
Бибиков С. Н. Хозяйственно — экономический комплекс развитого Триполья. — СА, 1965. — N 1.
Бурдо Н. Б. , Видейко М. Ю. 1984. — Типы раннетрипольской керамики и её орнаментации в междуречье Южного Буга и Днепра. — Северное Причерноморье — Киев, 1984. — С. 96 — 104.
Бурдо Н. Б. , Відейко М. Ю. Основи хронології Трипілля — Кукутені. — Археологія, 1998. — № 2. — С. 3 — 14.
Бурдо Н. Б., Відейко М. Ю. Трипільська культура. Спогади про золотий вік. Київ, 2008. 416 с.
Відейко М. Ю. Про причини виникнення трипільських протоміст. — Археологія, 1999, №
Відейко М. Ю. Трипільська цивілізація Київ, 2008.
Відейко М. Ю. Трипільські протоміста. Історія досліджень. Київ, 2002.
Відейко М. Ю., Черняков I. Трипільська цивілізація у спадщині України. Київ, 2007.
Відейко М. Ю. Шляхами трипільського світу. Київ, 2007.
Виноградова Н. М. Племена Днестровско — Прутского междуречья в период расцвета трипольской культуры. — Кишинев, 1983.
Гусєв С. О. Трипільська культура Середнього Побужжя. Вінниця, 1995.
Дергачев В. А. Памятники позднего Триполья. — Кишинев, 1980
Дудкин В. П. 1978 Геофизическая разведка крупных трипольских поселений. — Использование методов естественных наук в археологии. — Киев. — 1978. — С. 35 — 45.
Дудкін В. П. Відейко М. А. Археометричні дослідження трипільської цивілізаціїю — Археометрія та охорона історико — культурної спадщини. Випуск 2. Київ, 1999.
Заец И. И. , Рыжов С. Н. Поселение трипольской культуры Клищев на Южном Буге. — Киев, 1992. — 177 с.
Збенович В. Г. Позднетрипольские племена Северного Причерноморья. — Киев, 1974;
Збенович В. Г. Памятники раннего этапа Трипольской культуры на территории Украины. — К. 1989
Збенович В. Г. Дракон в изобразительной традиции культури Кукутени — Триполье. — В кн. : Духовная культура древних обществ на территории Украины. — К. 1991. — С. 20 — 34.
Зиньковский К. В. 1983 К процедуре исследования проблемы домостроительства трипольских племен. — Материалы по археологии Северного Причерноморья. — Киев, 1983. — С. 16 — 22.
Колесников А. Г. Трипольское общество Среднего поднепровья. Опыт социальных реконструкций. -Киев, 1993.
Круц В. О. Етапи и напрямки розселення племен трипільськоі культури. — Подільська старовина. — Вінниця, 1993. — С. 35 — 44.
Круц В. О. Питання демографії Трипільської культури. — Археологія, 1993. — N 3. — С. 30 — 36.
Линниченко И. И. Хвойко В. В. Сосуды со знаками из находок на площадках трипольской культуры. — Записки Одесского Общества истории и древностей. — Т. XXIII. — Одесса, 1901, с. 199—202.
Маркевич В. И. Позднетрипольские племена Северной Молдавии. — Кишинев, 1981;
Мовша Т. Г. Антропоморфные сюжеты на керамике культур Трипольско — Кукутенской общности. — В кн. : Духовная культура древних обществ на территории Украины. — К. 1991. — С. 34 — 47.
Петреску — Дымбовица М. Кукутень: сто лет археологических исследований. — Румынская литература, 1984. — N 9. — С. 11 — 16.
Пассек Т. С. Периодизация трипольских поселений. — МИА, 1949-№ 10.
Пассек Т. С. Трипольское поселение у Владимировки в свете новых исследований . — КСИИМК — Вып. 21.
Патокова Э. Ф. Петренко В. Г. Бурдо Н. Б. Полищук Л. Ю. Памятники трипольской культуры в Северо-Западном Причерноморье. — К. 1989.
Погожева А. П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск: Наука, 1981.
Раннеземледельческие поселення-гиганты трипольской культуры на территории Украины. Тезисы 1 полевого семинара ИА АН УССР. Тальянки — Веселый Кут — Майданецкое, август 1990 г. Киев, 1990.
Сорокин В. Я. Орудия труда и хозяйство племен среднего Триполья Днестровско — Прутского междуречья. — Кишинев, 1991.
Телегін Д. Я. Радіокарбонне та археомагнітне датування Трипільської культури. — Археологія, 1985. — Вип. 52.
Ткачук Т. Мельник Я. Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем (мальований посуд). — Івано — Франківськ, 2000.- 237с.-
Цвек О. В. Особливості формування східного регіону Трипільсько — Кукутенської спільності. — Археологія, 1985. — Вип. 51. — С. 31 — 45.
Черняков І. Т. Місце трипільської культури в стародавній історії Європи. — Археологія, 1993. — N 3.
Шібьор Й. Культури пізнього трипілля та лійчастого посуду на Волині//Археологія, 1994, № 4: 30 — 48.
Шишкін К. В. 1985 Планування трипільських поселень за даними аерофотозйомки. // Археологія, 1985. — Вип. 52. — С. 72 — 77.
Шмаглій М. М. Великі трипільські поселення і проблема ранніх форм урбанізації. — Київ, 2001.
Шмаглій М. М. Дудкін В. П. Зіньковський К. В. Про комплексне вивчення трипільських поселень. — Археологія, 1973. — Вип. 10. — С. 23 — 31.
Шмаглій М. М. Відейко М. Ю. 1987 Пізньотрипільське поселення поблизу с. Майданецького на Черкащині. // Археологія, 1987. — Вип. 60. — С. 58 — 71.
Шмаглій М. М. Відейко М. Ю. Трипільські протоміста. — Археологія, 1993. -N 3. — С.52 — 63.
Ссылки
Трипольская культура
Trypillian Civilization (англ.) (укр.)
Трипольская культура — Археология. РУ
Енциклопедiя «Трипiльська цивiлiзацiя»
«Свет для мира» (реж. И. Канивець) (часть 1)
«Свет для мира» (реж. И. Канивець) (часть 2)
«Свет для мира» (реж. И. Канивець) (часть 3)
«Слово о Триполье» (поэма)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев