известный также как Стенька Разин; (около 1630 года, Русское царство — 6 июня 1671, Москва, Русское царство) — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
Содержание
Биография
Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, — и первого российского кинофильма. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Биография Разина и его семьи обросла множеством фольклорных деталей, см:
До восстания
Родители Степана Разина были родом из села Собакина Усмань Воронежского уезда.
На страницах истории Разин является в 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем - наказным атаманом Войска Донского, был также старший брат Разина Иван. В 1661 году Степан Разин вместе с Федором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вел переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар. В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп. В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.
Восстание
Разинское движение было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон крестьянин становился казаком[источник не указан 824 дня], но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком, и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.
В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 600—800 казаков, но к ним прибывали все новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.
Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения Московскому правлению и блокировал торговый путь на Волгу. Все это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами.
Поход начался 15 мая 1667 года. Через реки Иловлю и Камышинку разинцы вышли на Волгу, выше Царицына они ограбили торговые суда гостя В. Шорина и других купцов, а также суда патриарха Иоасафа. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей. Все это ещё находилось в пределах того, что обычно делали казаки на Волге. Но последующие действия разинцев вышли за рамки обычного казачьего воровства и превратились в антиправительственное выступление. Это — разгром стрельцов во главе с воеводой Чёрного Яра С. Беклемишевым на протоке Бузан, а затем — взятие Яицкого городка.
Зиму разинцы провели на Яике, а весной 1668 года вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкасами (жители Северного Кавказа) и жителями русских уездов. На Каспии вблизи персидского города Решта у казаков произошел бой с шахскими силами. Бой был тяжелый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привез царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте предлагалось персам, чтобы они «побивали бы их везде и смертию уморяли без пощады». Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха казаков перековали, а одного затравили собаками. В ответ разинцы взяли Фарабат. Они зимовали близ него, сделав укрепленный городок.
Весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где погиб друг Разина Сергей Кривой, а затем у Свиного острова вблизи Баку (?) подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского — произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сафавиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении (у Свиного острова) в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом — дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из-за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду.
Но и после победы положение казаков оставалось сложным. Следовало ожидать подхода новых сафавидских сил. Поэтому разинцы отправились к Астрахани.
Вступив в переговоры с астраханскими воеводами, Степан Разин добился того, что его с почётом принимал главный воевода князь И. Прозоровский и пропускал на Дон, а казаки должны были отдать пушки, пленных и часть добытой в походе рухляди. Но казаки уклонились от выполнения своих обещаний. В сентябре они прибыли на Дон.
Крестьянская война
Весной 1670 года Степан Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации — воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.
Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные казачьи предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская (уроженка Выездной Казачьей Слободы, близ Арзамаса). Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, татар, мордвы.
Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г. Между тем царь направил для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском царское войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесло разинцам жестокое поражение. Степан Разин был тяжело ранен (4 октября 1670) и был вывезен преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на всё казачество, 13 апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.
Пленение и казнь
В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом (Фролкой) донскими властями был выдан царским воеводам — стольнику Григорию Косогову и дьяку Андрею Богданову, которые доставили их в Москву (2 июня). Разин был подвергнут жестоким пыткам.
6 июня 1671 года Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади. Прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево»! «Молчи, собака!» — прохрипел Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Признание помогло Фролу отсрочить казнь, которой, впрочем, он в конце концов не избежал и был казнён отсечением головы на том же месте на Болотной площади в 1676 году. К слову сказать, казнь на Красной площади — это ошибка и миф советских историков и романистов, что опровергает достоверными сведениями В. Гиляровский в своей книге «Репортажи из прошлого», прочитавший в начале ХХ века на Дону свою поэму «Стенька Разин» среди донских казаков — потомственных разинцев, сделавших ему замечание о казни.
Война в Поволжье продолжалась и после отступления Разина на Дон, и после его казни под предводительством атаманов Василия Уса и Фёдора Шелудяка. Лишь 27 ноября 1671 года правительственные войска овладели столицей разинцев — Астраханью. В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли и повстанцы, и каратели.
Глазами современников и потомков
К восстанию Разина было приковано внимание Европы: от исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывавших Европу с поставщиками русского хлеба и с Персией. Ещё до окончания восстания в Англии, Нидерландах, Германии появились статьи и даже книги о мятеже и его предводителе, часто фантастические в подробностях, но нередко сообщающие ценные сведения. Многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни (в этом было заинтересовано правительство Алексея Михайловича, стремившееся уверить Европу в окончательной победе над восставшими — что на тот момент ещё не соответствовало действительности). Особое место среди этой литературы занимают «Три путешествия» голландца Яна Стрейса — свидетеля восстания, побывавшего на контролируемой Разиным территории и видевшего самого Степана Тимофеевича; Стрейс использовал, помимо собственных впечатлений, и произведения других авторов.
29 июля 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) состоялась защита диссертации о восстании Разина в контексте российской истории; автором её стал Иоганн Юстус Марций (долгое время авторство этой работы ошибочно приписывалось некому Шурцфлейшу, председательствовавшему на учёном диспуте)[2]. Работа Марция неоднократно переиздавалась в XVII—XVIII вв.; ею интересовался Пушкин.
Разин — герой огромного количества русских народных песен; в одних реальный образ жестокого казачьего вождя подвергается эпической идеализации и нередко смешивается с фигурой другого знаменитого казака — Ермака Тимофеевича, завоевателя Сибири, в других содержатся почти документально точные подробности восстания и биографии его предводителя.
Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница». В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенька Разин».
Современные оценки
Главными причинами поражения восстания Разина явились:
его стихийность и низкая организованность,
разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина,
отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей.
Так, после освобождения Москвы от семибоярщины и интервентов, установилась власть ставленников казаков — Дома Романовых, но приставство казаков показалось крестьянам более тяжёлой формой эксплуатации, чем вотчинное и помещичье землевладение. Романовы вернули казаков в традиционные казачьи земли, а после Азовского сидения (1641—1642 гг.), якобы только для того, чтобы помешать казакам собирать добровольцев для войн с Оттоманской портой по всей России, Соборным уложением 1649 года было восстановлено упразднённое в ходе Смуты и крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова крепостное право, за отмену которого безуспешно боролись разинцы.
В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование «крестьянская война», в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание».
Степан Разин в искусстве
ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ
Слова Д. Садовникова,
музыка неизв. автора,
обработка А. Титова.
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет
Он, весёлый и хмельной.
А она, потупив очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови чёрные сошлися,
Надвигается гроза.
Буйной кровью налилися
Атамановы глаза.
— Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! —
Раздаётся голос властный
По окрестным берегам.
«Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.
«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй, ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин её души!..»
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.
Литература
песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А. С. Пушкин
«За чьи грехи?» / Мордовцев, Даниил Лукич — исторический роман (1891).
«Стенька Разин» / М. Цветаева — стихотворение (1917)
«Разин» / В. Хлебников — поэма, (1920)
«Стенька Разин» / В. А. Гиляровский — поэма
«Степан Разин» / В. Каменский — поэма
«Разин Степан» / А. Чапыгин — исторический роман (1924—1927)
«Степан Разин (Казаки)» / Иван Наживин — исторический роман (1928)
«Степан Разин» / С. Злобин — роман (1951)
«Я пришёл дать вам волю» / В. Шукшин — роман (1971)
«Стенькин суд» / Максимилиан Волошин — стихотворение (1917).
«Казнь Стеньки Разина» / Евгений Евтушенко — стихотворение (1964).
«Колодезь» / Святослав Логинов — роман (1997).
«Суд» / А.Толстой — стихотворение.
«Огненное предзимье: Повесть о Степане Разине» / Вячеслав Усов - повесть (1987).
Кинофильмы[править | править вики-текст]
Фильм Дата Режиссёр Описание
Понизовая вольница 1908 Владимир Ромашков Один из первых российских фильмов
Степан Разин 1939 Иван Правов, Ольга Преображенская Кино СССР
Гулящие люди 1988 Илья Гурин Кино СССР
Музыкальные произведения[править | править вики-текст]
«Стенька Разин» — опера композитора Н. Я. Афанасьева
«Стенька Разин» — симфоническая поэма композитора А. К. Глазунова
«Анафема» — рок-опера композитора Владимира Калле
«Есть на Волге утёс» — народная песня
«Из-за острова на стрежень» — народная песня на слова Д. М. Садовникова
«Ой, то не вечер» — народная песня
«Казнь Степана Разина» — симфоническая поэма для баса, хора и симфонического оркестра композитор Д. Д. Шостаковича
«Сон Степана Разина» — былина для баса и симфонического оркестра Г. И. Уствольской
«Суд» — песня композитора Константина Кинчева на стихи Алексея Толстого
«Народится атаман» — песня Николая Емелина
«25 июля» — песня Николая Емелина
"Степан Разин" - песня автора и исполнителя Владимира Калусенко
Места, названные в память о С. Разине
Утёс Степана Разина на Волге.
Ему посвящена одноименная песня Александра Навроцкого (Известна также по первой строке - "Есть на Волге утёс").
Озеро Разелм в Добрудже
Название самого большого озера Румынии (фактически группа озёр, лагун и лиманов) в честь Степана Разина и разинцев объясняет устная традиция, отражённая в конце ХIХ века в Большом Румынском Географическом Словаре (Marele Dictionar Geografic Romаn). Словарь сообщает о временном проживании Степана Разина в крепости Енисала (в нескольких километрах на юг от Сарикёя), а также о пребывании Ваньки Каина на острове Попино (на северо-восток от Сарикёя) и Тришки-Расстрижки на острове Бисерикуца (Церковка).
Населённые пункты
Село Разин расположено в Земетчинском районе Пензенской области, в том месте, где шло восстание.
Рабочий посёлок имени Степана Разина — населённый пункт в Лукояновском районе Нижегородской области России
Поселок Степан Разин в Волгоградской области (Ленинский район).
станица Степано-Разинская в Волгоградской области (Быковский район).
Степан Разин - прежнее (в советские годы) название посёлка городского типа Бакиханов в Азербайджане, подчинён Ленинскому райсовету (ныне — Сабунчинскому району) г. Баку. Расположен на Апшеронском полуострове. 39,8 тыс. жителей (на 1975 год).
Проспекты, улицы, мосты.
Улица Разина - во многих городах на постсоветском пространстве.
Улицей Степана Разина в советские годы называлась Улица Варварка в Москве.
Мост Степана Разина в Санкт-Петербурге.
Проспект Степана Разина расположен в городе Тольятти
Спуск Степана Разина на Императорский (старый) мост через реку Волга в Ульяновске.
Набережная Степана Разина в Твери.
Разинское шоссе в Балашихе.
Улица Степана Разина в Воронеже
Улица Степана Разина в городе Саратове
Предприятия
В честь Степана Разина назван пивной завод в Санкт-Петербурге.
Памятники
Деревянная скульптурная группа работы Конёнкова "Степан Разин с ватагой", в процессе исполнения ленинского плана монументальной пропаганды была установлена в центре Москвы, на Красной площади, на открытии памятника при большом стечении народа выступил Ленин, но простояла композиция недолго и была перенесена в музей.
Через год после смерти Конёнкова, в 1972 году в Ростове-на-Дону был установлен бетонный памятник "Стеньке Разину с ватагой", основанный на его модели. Памятник сохранился.
Деревянный памятник Степану Разину расположен в городе Волгодонск. Металлический постамент памятника установлен в воде у слияния Дона и Волго-Донского канала.
Все три памятника представляют собой многофигурные композиции, включающие самого Разина, казаков, персидскую княжну, а в случае с Волгодонском - еще и священника, образуя устойчивый иконографический ряд.
"Неканонический" памятник Степану Разину расположен в поселке Средняя Ахтуба, Волгоградской области. Идея установить памятник знаменитому атаману у жителей Средней Ахтубы появилась неспроста. По преданию, поселок основал именно Степан Разин. В 1668-м году он вместе со своим отрядом пробирался к Астрахани из северных земель. После тяжелых стычек с царскими войсками среди его людей было много раненых. Тяжелые переходы были им не по плечу. Вот и оставил их знаменитый Стенька на берегу Ахтубы. А те, в свою очередь, построили там жилища. Автор скульптуры Сергей Щербаков, заслуженный скульптор РФ. Открытие памятника было приурочено к 340-летию поселка.
Примечания
↑ Стенька — уменьшительное «полуимя» от Степан; этим именем Разина, как преступника, именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен
↑ Перейти к: 1 2 И. Ю. Марций. Диссертация о восстании С. Разина (1674)
↑ Шефов, Николай Александрович — книга «Битвы России», стр. 501.
↑ В России такого (чтобы восставшим удалось победить) не случалось, если не считать освобождение Москвы народными ополчениями под общим командованием Минина и Пожарского в 1612 году, но, например, на Украине восстание Богдана Хмельницкого победило; в Китае восставшим крестьянам также несколько раз удавалось взять власть (например, Восстание краснобровых); в Японии самураям — поначалу аналог казаков (!) — даже удалось, захватив власть, сохранить её на долгие века.
↑ А. Л. Станиславский. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.
↑ Памятник Степану Разину в Москве.
↑ Описание и фото памятника в Ростове-на-Дону 1.
↑ Описание и фото 2.
↑ Памятник в Средней Ахтубе описание и фото.
Литература
Крестьянская война под предводительством Степана Разина. В 2-х томах. — М., 1957.
Чистякова Е. В., Соловьёв В. М. Степан Разин и его соратники / Рецензент: д-р ист. наук, проф. В. И. Буганов; Оформление художника А. А. Брантмана. — М.: Мысль, 1988. — 224, [16] с. — 50 000 экз. — ISBN 5-244-00069-1. (обл.)
Ссылки
Инсаров, «Степан Тимофеевич Разин (1630—1671)»
«Утопил ли Стенька Разин княжну?» — Исследование известного предания о Степане Разине и персидской княжне
Смертный приговор Степану Разину. 1671 год. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев