Наталья Швец
Картина «Всадница» Карла Брюллова написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, выгравировано Samoylova. Сам художник назвал свою работу «Джованин на лошади». В 1832 году картина выставлялась в галерее Брера города Милана. В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи Петра Третьякова.
Сначала предполагалось, что на картине нарисована сама графиня. Искусствоведы доказали, что на картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амалиция Пачини.
Амалиция Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга графини. Того самого Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. О Джованине известно мало. Существует версия, что её настоящее имя Джованине Кармине Бертолотти. Считается, что она является дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой. Обе девочки воспитывались Самойловой. Они называли её мамой, но официально удочерены не были.
«Всадница» украшает галерею
Карл Брюллов написал знаменитую «Всадницу» в 1832 году, в последний год своего первого пребывания в Италии. Скромную воспитанницу графини Юлии Самойловой — Джованину изобразил так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.
Картина выставлялась в Милане. Затем её могли видеть среди других произведений искусства гости Юлии Самойловой. В 1838 году портретом любовался известный русский поэт и переводчик Василий Жуковский.
В дальнейшем следы полотна надолго теряются. Графиня Самойлова обеднела. Из Италии переехала в Париж и увезла с собой портрет воспитанниц. Она рассталась с ним в самом конце жизни, в 1875 году. Илья Репин, находясь летом 1874 года в Париже, писал Петру Третьякову о том, что «у какой-то графини Самойловой здесь продается несколько вещей К. П. Брюллова…». Но тогда он не успел купить картину.
Вторично произведение попало в поле зрения русских собирателей живописи в конце XIX века. Французский торговец картинами выставил «Всадницу», или «Амазонку», как её ещё называли, в Академии художеств в Петербурге. В 1896 году Третьяков приобрел её для своего знаменитого собрания русской живописи. С тех пор «Всадница» украшает залы галереи и по сей день завораживает зрителей.
В замысле художника счастливо соединились величавость парадного портрета и простота, поэтическая одухотворенность живых, непосредственных характеров двух героинь.
Что говорили критики о картине
Глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет.
Экспонированный в 1832 году в Риме портрет Джованины вызвал оживлённый обмен мнений. Вот что говорилось, например, в одной из опубликованных тогда статей: «Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на неё смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь… прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржёт. Девушка, которая сидит на нём, это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника, распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нём многообещающего живописца и, что ещё важнее, живописца отмеченного гением».
Но некоторые итальянские критики отмечали безжизненность выражения лица юной всадницы. В появившейся в том же году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось: «Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешенность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно». https://vk.com/wall-97989353_70415
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев