Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к
школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что
готовность к детскому саду не менее важна.
На наш взгляд, ошибочно мнение, что решить многие
проблемы, связанные с поведением и общением ребенка
со сверстниками, можно, отведя малыша в детский сад.
Это мнение сродни утверждению: "бросьте на глубину
не умеющего плавать - научится".
На самом деле, может, и выплывет, но воспоминания
о пережитом кошмаре останутся с ним на всю жизнь.
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем
школьная, но на нее реже обращают внимание и
родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой
ежеутренний плач перед расставанием с мамой,
постоянные респираторные заболевания, резкий
контраст между поведением ребенка в саду и дома.
В последние годы получило распространение странное
мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до
трех лет - якобы он легче адаптируется в новой среде,
меньше возникает проблем с приучением к детскому саду.
Ну, что здесь сказать: как правило, ясельные дети - это
очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят
детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются
даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких
детей НАРУШАЕТСЯ РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО
ЧУВСТВА ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ, К ДОМУ.
Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого,
что в дальнейшем может сослужить плохую службу во
взрослой жизни.
Поэтому сразу хотим отметить: если у вас есть возможность
посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее.
Здесь же хотелось бы сказать, что рождение второго ребенка -
это не повод отвести старшего в детский сад.
Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой,
а ПОМОЩНИКОМ: принести-унести одеяльце, пеленку,
погреметь погремушкой.
Налаженный с детства контакт между детьми - это хороший
фундамент для их будущих взаимоотношений.
Если ваше решение отвести ребенка в детский сад находится
в стадии обсуждения, имейте в виду, что детский сад не
является той обязательной ступенью в развитии ребенка,
через которую должен пройти каждый. Скорее, это
вынужденная необходимость, продиктованная
обстоятельствами.
Самостоятельность и умение общаться со сверстниками
не хуже развиваются и при домашнем воспитании (если
родители серьезно и вдумчиво относятся к этим вопросам),
а уж об общей эрудиции, интеллектуальном развитии,
психологическом комфорте и говорить не приходится.
Но если вы на семейном совете решили, что малыш осенью
должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся
время ПОДГОТОВИТЬ ЕГО и СЕБЯ к этому событию.
1. Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все
будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не
обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться
и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины
его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию
осознанной необходимости.
2. Обратите внимание на РЕЖИМ ДНЯ ребенка. За лето
он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш
легко просыпался за час-полтора до того времени, когда
вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш
ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в
постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с
самим собой, вспоминанию выученных им стихов, песен,
сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих
предметов с запоминанием мелких деталей. Очень
полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо,
если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного
тихого часа.
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому
в одно и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки
в саду).
По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не
тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом
в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
3. Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось
сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью
в еде, медлительностью? Максимально ПРИБЛИЗЬТЕ
МЕНЮ вашего ребенка к детсадовскому, устраните
"кусочничество" между едой. Попробуйте снизить
калорийность употребляемой им пищи, что через
некоторое время может привести к улучшению аппетита.
Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть
все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ
тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности
посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях
с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с
воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в
этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают
причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
4. ЗАКАЛИВАТЬ нужно всех детей, а детей, которые идут
в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и
по земле летом в любую погоду - самый простой и
эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему.
Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море),
при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде
и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте
ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника).
Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения
контраста температур.
5. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании
с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются
с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла,
ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму,
легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить
только сложившуюся "традицию" расставания.
"Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при
сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же
это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие
ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино
отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти.
В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они
просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы.
Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило,
такое поведение детей является следствием поведения взрослых.
Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной
роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы
манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени
могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации
свое внутреннее состояние должна изменить мама.
На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой,
создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму
отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или
он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго,
просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме.
Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему
приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или
ложиться спать. При встрече подробно РАССПРОСИТЕ малыша о
ПРОЖИТОМ ДНЕ и похвалите за успехи, расскажите, как много вы
успели сделать, потому что он помог вам.
6. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения
детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая
ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было
бы неправильно пускать его на самотек.)
Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать,
помогите: НАУЧИТЕ ЕГО правильно здороваться с группой детей,
предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними,
правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания.
Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием,
что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу
самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы
только друг с другом и с "дежурной" мамой.
Два слова хочется сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во
двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки,
которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш
прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою
любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2