Автор: Ольга Мезенцева
Деньги – это нечто само собой разумеющееся. Как объяснить ребенку что такое деньги, если это все равно что к примеру речь человека или его дыхание? Родители задумываются о том, как объяснить ребенку, что такое деньги только когда он просит слишком дорогую игрушку, или забирает деньги у чужих людей. И в обоих случаях это объяснение будет уже запоздалым. Объяснить это нужно никак не позже 5 лет.
Малыш растет постепенно. С 3-х лет он уже начинает воспринимать мир вокруг себя и принимает первые самостоятельные решения. Чем дальше, тем шире становится его окружение, он сталкивается с новыми вопросами. Так как современный мир – это мир денежных отношений, понять что такое деньги, является одной из важных задач взросления.
Обычно родители постсоветского пространства почти не объясняют детям, что значат деньги. Не углубляясь в финансовые вопросы, мамы и папы определяют что-то в магазине как дорогое (значит: не купим или купим, но позже) или как дешевое (приемлемое). В этих рамках ребенок воспринимает деньги даже тогда, когда уже сам начинает их зарабатывать.
Определенное непонимание могут вызывать в дальнейшем и нравственные понятия: «дорогой человек», «дешевый поступок» и т.д. Это сложно и противоречиво для ребенка, привыкшего такими категориями воспринимать деньги. Сами же деньги при этом остаются пустыми бумажками. За этим словом для ребенка не кроется ничего конкретного: лишь какая-то оценка. Потому и первый вопрос о деньгах обычно определяющий: «а это дорого или дешево?».
Порой самим родителям трудно уяснить для себя что кроется за этим словом. Но при этом им очень хочется, чтоб ребенок в жизни четко соизмерял понятия богатства и бедности, цену игрушки и платежеспособность родителей, чувствовал ценность заработанного и просил на карманные расходы разумные суммы. Как это сделать?
Самый простой и доходчивый путь – это объяснить значение денег еще в раннем детстве. Каждый человек что-то делает: пекарь печет хлеб, швея шьет платья, президент управляет страной. Все эти работы разные и результат у них разный, но – необходимый каждому. Ведь всем нужно кушать, одеваться, чувствовать защищенность, живя в своей стране.
Как же поступить швее, если она хочет хлеба? Ведь сама она его не делает, она делает платья. А как поступить пекарю? Что им нужно сделать? Обменяться! (ребенок сам скажет это за Вас). А как им сделать этот обмен? Сколько надо поменять хлеба за одно платье? А сколько хлеба надо дать президенту за месяц управления целой страной? Как им разобраться между собой? Ведь профессий много и обмениваться так очень сложно. И тогда люди придумали некую ценность, в которой можно было одновременно измерить и хлеб, и платье, и даже участок земли. И назвали эту единицу измерения деньгами.
Теперь, имея деньги, человек не должен ходить и обмениваться со всеми, чтобы получить то, что хочет. Теперь он может прийти в одно место - магазин и отдать деньги, чтобы получить разные, необходимые ему вещи: хлеб, продукты, конфеты, платья и т.д. А тот, кто сделал эти вещи, получает деньги за сделанную работу.
Получается, что деньги – ценность не простая, а «договорительная». Давным давно люди оценивали все в ракушках, камнях, позднее - в золотых монетах. А когда товаров стало столько, что запасов золота на планете стало не хватать, люди перешли на бумажные деньги.
Поэтому сейчас сама денежная бумажка – это условие, что все взрослые принимают ее за ценность соответственно той цифре, которая написана на этой бумажке. Чем цифра больше, тем купюра (денежная бумажка) – ценнее. Люди, у которых денег много – богатые, они много могут купить на них. Бедные – это те, у кого мало денег. Это не значит, что они плохие или хорошие. Может быть много разных причин из-за которых у кого-то денег много, а у кого-то мало (например, наследство или лотерея, не обязательно заработок).
Очень важно понять, что деньги – не просто бумажки. В них выражена ценность того труда, который вкладывал человек. И получается, что когда малышу покупают игрушку, – это значит, что за игрушку отдается часть родительского труда. Ведь эти деньги родитель получает на работе за свой труд. Также как и все другие. И потому количество денег у родителя ограниченно и выбирать покупки нужно с умом. С деньгами нужно быть аккуратным в обращении: не терять их и не раздавать.
Еще существуют электронные деньги – банковские карточки, компьютерные деньги. Это такая же ценность обмена среди людей как и бумажные. Просто теперь они отображаются на экране монитора. Как раньше были золотые монеты и стали бумажки, а теперь стали вот такие неосязаемые электронные.
С ребенком можно разыграть сценку, где родитель будет пекарем, а он – представителем любой другой нравящейся ему профессии. Во время сценки нужно попробовать определить обмен товарами с ним и таким образом показать ценность денег.
Но бывают и несоответствия цены и качества или нужности товара. Так, если оценивать товар по цене, то можно подумать о том, что дорогой товар – всегда хороший. Но это не всегда так. Бывает что цена товара искусственно завышена и не соответствует его качеству. Потому что люди в ходе обмена договариваются о такой цене, и она больше не показывает реальную ценность товара.
Как, например, слишком дорогие куклы барби или машинки. Люди торгуются, договариваются между собой. Ведь каждый хочет продать подороже, а купить подешевле. Для того чтобы денег было больше. Малыш это должен понимать.
Не все дети спрашивают, что такое деньги. Особо юркие и предприимчивые не нуждаются в пояснениях. Они принимают деньги естественным образом как часть окружающего мира (речь, о детях с кожным вектором, для кого деньги и другие материальные ценности являются важными жизненными приоритетами, это связано с их особой видовой ролью).
Эти бессознательные свойства имеют и обратную сторону: такой малыш без предварительных разъяснений легко хватает чужие деньги и присваивает их себе. Остальные дети к деньгам относятся иначе и часто, не задавая вопросов, остаются убежденными, что деньги как таковые – только способ ответа кассиру при расчете. Последующая жизнь корректирует это мнение.
Чем старше ребенок, тем каверзней вопросы. Этот общий совет дает фундаментальное объяснение понятию денег, но не отвечает на те вопросы, которые возникнут у ребенка дальше. А возникнут они согласно его врожденным свойствам и будут разными. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает понять эти вопросы и грамотно на них ответить.
Статья написана по материалам тренингов по системно- векторной психологии Юрия Бурлана
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев