*Каков минимум салявата. Является ли саляват рукном (столпом) намаза*
Ибрахим ан-Наха῾и говорил:
«В качестве салявата достаточны слова «Ассаляму ῾алейка аййухан-набиййу» (Да пребудет над тобой мир, о пророк!).
По нашему мнению (ханафитского мазхаба) призыв салявата на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не входит в число столпов намаза. Имам Шафи῾и же сказал, что это из столпов намаза, без которого намаз не считается действительным. Относительно салявата на его семью (от него предается) два мнения. В доказательство к своему мнению он приводит слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
لَا صَلَاةَ لِمَنْ لَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ فِي صَلَاتِهِ
*«Нет намаза у того, кто не призвал на меня саляват».*
А также потому, что Всевышний Аллах приказал нам призывать на него саляват (в аяте: *«О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»* — 33/56), а необусловленный (другими условиями) приказ выражает обязательность. Мы же не знаем другого места, кроме намаза, где он был бы обязательным. Отсюда следует, что он обязателен в намазе.
Нашим доказательством является хадис от Кя῾ба ибн ῾Уджра, да будет доволен им Всевышний Аллах:
قَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ عَرَفْنَا السَّلَامَ عَلَيْكَ فَكَيْفَ الصَّلَاةُ عَلَيْكَ فَقَالَ قُولُوا اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى الْ مُحَمَّدٍ
«Он спросил: «О посланник Аллаха! Мы знаем как призывать на тебя салям (мир), а как призывать на тебя салят (благословение)?»
Тот ответил: *«Говорите «Аллаахумма съалли ῾аляя Мухаммад уа ῾аляя аали Мухаммад» (О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада)».*
Отсюда следует, что он не обучил их благословению, пока они сами не попросили его об этом. Если бы это было из столпов намаза, он объявил бы о нем до вопроса. А также когда он обучал бедуина столпам намаза, он не упомянул о призыве благословения на него. А также потому, что это призыв благословения на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поэтому это не будет столпом намаза, как призыв благословения на Ибрахима, да пребудет на нем благословение и мир.
Что касается того хадиса (который они привели в доказательство), то он объясняется тем, что там подразумевается недостаток совершенства намаза (а не полное утверждение о недействительности), как например в словах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
لَا صَلَاةَ لِجَارٍ الْمَسْجِدِ إلَّا فِي الْمَسْجِدِ
*«Кто соседствует с масджидом, нет у него намаза, кроме как в масджиде».*
Мы же утверждаем то же самое (что намаз без призыва благословения несовершенен). Что касается аята, то он указывает на обязательность призыва благословения хотя бы раз в жизни. Ведь необусловленный приказ необязательно всегда обязывает повторять (исполнение приказа).
Имам Тахави же говорит, что (приказ в аяте делает) обязательным призыв благословения всякий раз, когда человек слышит упоминание о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, от другого, или при собственном упоминании его. Но это мнение противоречит иджме (единогласию). Большинство ученых стоят на том, что это желательно, но не обязательно.
Автор: Шамс-уль-аиммах ас-Сарахси
Из книги: «Аль-Мабсут»
Источник: mazhabhanafi.com
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев