Описание Игарской судоверфи из рассказа Антанаса Петрайтиса в книге Aldona Matulkaitė "Igarkos tremtiniai", Vilnius, 1998. Перевод Google.
Игарский рыболовецкая судоверфь располагалась в восточной части города вдоль реки Енисей. Её территория простиралась от бревенчатого моста через Волчий лог до Рыбоперерабатывающего завода. В этом районе располагались небольшая лесопилка, две мастерские с деревообрабатывающими станками, ангар для судов, небольшая столярная мастерская, мастерская по упаковке рыбы (в ведении бывшего заключенного, еврейского юриста из Вильнюса Аренхауса), контора и несколько жилых домов. Также была механическая мастерская, где ремонтировали судовые двигатели и производили металлические детали для строящихся кораблей.
Все мастерские были просторными, хорошо построенными, специализированными на судостроении, но не отапливались.
Для судостроения материал был доставлен из Приангарского лесного бассейна. В основном это были сосновые бревна длиной 12-14 метров. Распиленные на лесопилке бревна доставлялись в цеха первичной обработки древесины балками и досками разной толщины, где распиливались и строгались по шаблонам.
Судостроительный цех состоял в основном из четырех бригад плотников (топорщиков) по 10 человек в каждой. С помощью топоров и пил мастера строили небольшие баржи грузоподъемностью до 300 тонн, различные малые лодки, моторные лодки и простые лодки для нужд рыбаков. Одну бригаду плотников возглавил финн Телконен. Эта бригада славилась качеством своей работы и относительно невысокой заработной платой. На прибитой табличке каждого строящегося корабля красовалась фамилия бригадира «Telkonen», а это означало, что он сделан безупречно. Все бригады в основном были укомплектованы молодыми литовцами, хотя также работали финны, немцы, калмыки, латыши, русские и др. Отношения не были враждебными, людей всех национальностей объединяла одна судьба.
Суда, построенные зимой по технологии судостроения того времени, тщательно заделывались шлифованной паклей, а внешние поверхности корпуса покрывались горячей смолой. После вышеперечисленных работ, когда Енисей поднимался на самый высокий уровень воды после схода льда, суда буксировали к реке с помощью различных ручных лебедок.
Столярная мастерская изготовляла мебель и жилые помещения для строящихся кораблей. Коллектив мастерской интернациональный. Из литовцев работали двое: Йонас Дикчюс и я. Все корабельные и палубные отделочные работы на кораблях выполнялись на на воде. Когда все работы уже были завершены, корабли попадали в руки заказчиков, и верфь попрощалась с ними.
Комментарии 1
https://ok.ru/ulitsyigarki/album/906428334466